Каждое утро он начинал с чарки водки и тёртой редьки. Ел как простой солдат, но пил - как богатый король.
Пётр I остался в истории как строитель флота и прорубщик окна в Европу, но мало кто знает: он прорубил ещё и новый маршрут к русскому столу. Через сыр с запахом носка, "боевые 100 граммов" и кофе по приказу.
Гастрономические пристрастия Петра I
Главное в рационе царя - простота и энергетическая ценность блюд. Его любимое блюдо - перловая каша. К ней он сохранил привязанность до конца своей жизни.
Варили её на молоке, добавляли мёд и кедровые орешки. Иногда запекали до золотистой корочки по рецепту Екатерины I. Перловка стала настолько значима, что перекочевала в армейский котёл и надолго закрепилась как «блюдо выносливых».
Рецепт перловой каши по образцу Петра Великого
Ингредиенты (на 2 порции):
- 100 г перловой крупы
- 1 л воды
- 500 мл молока (в пост - миндального)
- щепотка соли
- 1 ст. л. меда
- 40-50 г кедровых орехов
Приготовление в современных условиях:
- Промыть крупу, замочить на ночь
- Слить воду, залить молоком, довести до кипения
- Варить 30 минут на минимальном огне
- Добавить соль, мед, орехи, томить еще 20-30 минут
- По желанию запечь в духовке при 150°C 40 минут
А как насчёт мяса? Тушёная телятина, баранина со сметаной, жаркое из поросёнка или утки - это были популярные блюда.
Традиционных наших гарниров типа картошки и макарон к мясу не было, а перловку ели отдельно. К мясу шли кислые щи, редька, свёкла, да капуста. На десерт - печёные яблоки с орехами и мёдом. Царь обожал арбузы, ел их вёдрами, как и квас.
Про арбузы стоит сказать особо.
Главным источником арбузов к царскому столу были астраханские бахчи - это огромные огороды. Доставка в то время была сложной. Возили их на парусниках, потом в телегах.
Для того чтобы арбузы не портились, их тщательно укутывали войлоком или овчиной. Везли без остановок день и ночь, чтобы поспеть вовремя. Также арбузы консервировали - были соленые и в сладком сиропе.
Арбузы в 16-18 веке были такие. Куда хуже и менее сочные чем современные. Всё дело - в селекции, крестьяне бережно отбирали максимально вкусные плоды.
В начале XVIII века арбузы начали выращивать в оранжереях, но Петр их не любил - они не вырастали достаточно сочными, как астраханские.
Петр I ел дисциплинировано по регламенту:
- Завтрак в 6 утра: чарка анисовой водки, хлеб, перловка, квас.
- Обед в полдень: щи, мясо, соленья, лимбургский сыр, фрукты, немного вина. Обед шел в два приема.
А вот от ужина Петр обычно отказывался.
Интересный факт: рыбу при дворе Пётр запретил. Считал, что она «холодна и вредна для здоровья», особенно для желудка и суставов. Хотя солдаты в армии ели рыбу спокойно.
Что Пётр привёз из-за границы на русский стол
Любовь к простоте не мешала царю быть гастрономическим модернизатором. За границей он ел, пил, перепробовал всё и вёз домой то, что понравилось.
Первое, с чего началась эта вкусовая революция - это кофе. Пётр пристрастился к нему в доме амстердамского бургомистра Николааса Витсена.
Кофе для Петра стал не просто напитком, а символом прогресса. Поэтому на петровских ассамблеях бояре пили его по приказу, даже если не нравился. А не нравился кофе большинству русских людей на застолье.
Второе голландский джин - женевер. Он сильно отличался по вкусу от обычной анисовой водки (хотя привкус аниса и имел).
Голландский джин производился на зерновом спирту и настойках можжевельника. Туда добавляли анис, кориандр и другие пряности. В напитке ощущались зерновые, травяные и пряные ноты, в том числе и анис. И Петр быстро пристрастился к этому напитку.
Джин Пётр ласково звал «Ивашкой Хмельницким». Хмельницкий - не про Богдана, просто производная от слова «хмель». Как, помню, в советское время было популярно чай называть «Чайковским».
Третье заморское блюдо - лимбургский сыр. Запах - как от носков солдата после марша, но вкус царю нравился: насыщенный, грибной, немного аммиачный. Это мягкий сыр с пряным вкусом, похож на современные Munster или Port-Salut - они более острые и пикантные чем традиционный камамбер.
Также в петровскую Россию завозили:
- Устрицы, анчоусы, каперсы.
- Овощи: шпинат, баклажаны, сельдерей, фенхель.
- Деликатесы: паштеты, рулеты, французские пудинги.
Но, в большинстве своем, эти продукты не прижились - и были заново переоткрыты россиянами уже в XX веке.
Главным прорывом стал картофель. Однако, вопреки стереотипу, распространился он не при Петре. Петр I просто его завез и приказал выращивать в порядке эксперимента. Широкое же распространение картофель получил только в середине XVIII века, при Екатерине II, после издания указа «О разведении земляных яблок» в 1765 году.
Земляные яблоки - устаревшее название картофеля. Любопытно, что в еврейском иврите оно так и осталось. В России же за основу для названия взяли итальянские трюфели, на которые картофель внешне походил. И перестали звать земляными яблоками.
Со временем картофель потеснил традиционные репу и брюкву.
Ивашка Хмельницкий: водка, как оружие реформ
По сути, именно Петр ввел первый аналог "боевых 100 граммов", не жалея на это денег.
Пётр особое внимание уделял алкоголю, не считал его напитков только для удовольствия. И активно внедрял в России культуру употребления крепких напитков, которые у нас и не были то слишком популярными.
Во-первых, Петр был уверен, что «чарка анисовки» (так он называл голландский джин) стимулирует выносливость. С её помощью проще строить флот, реформировать армию и не поддаваться тоске. Один глоток - и уже не грустно, что спишь по 4 часа.
Вторым фактором для Петра стала социализация - алкоголь всех уравнивал.
Все пили одинаково - и бояре, и солдаты, и иностранцы. Даже женщин заставлял.
В-третьих, алкоголь стимулировал массовую лояльность. Петр поручил рабочим, солдатам и морякам раздавать по чарке водки в день. Чтобы поднять дух. Водка стала частью государственной машины. Сомнительная, конечно, история, но в то время еще наука развита не была и люди не подозревали о разрушительном действии алкоголя.