Знаю пару заводов, где карабасами пролетариат называет подразделение
менеджмента качества (отдел или бюро). Вроде бы и правильно - жёсткий
контроль никогда не был лишним, но – всё-таки философия СМК это комфортное
вовлечение персонала в деятельность, соответствующую требованиям. По
крайней мере, я так думаю. Не факт, что безгрешен в мыслях.
Но, сегодня не про карабасовские методы менеджмента. Как-то проскакивал
вопрос, а кто проверяет (должен проверять) деятельность подразделения
менеджмента качества (ПМК)?
По крайней мере, в моей типовой системе, созданной в рамках проекта "СМК-
консультант", деятельность подразделения менеджмента качества проверяют, как минимум, три инстанции.
- Представитель руководства по СМК. Здесь многое зависит от функциональных и личностных отношений, но - материалы для анализа СМК должны быть собраны ПМК в установленные сроки (минимальное условие). Вообще, этому посвящен немаленький подраздел 5.3.3 ГОСТ РВ 0015–002–2020.
- Проверка соблюдения требований ДС (ДСОП), в том числе – СТО, согласно
соответствующего стандарта организации. Например, в моём типовом СТО об
управлении документами по стандартизации:
"5.2.9.2 Для контроля соблюдения требований ДС (ДСОП) приказом генерального директора создается комиссия. В состав комиссии включают представителей заинтересованных подразделений, БС, ВП (для ДСОП). Председатель комиссии – главный инженер или его заместитель по подготовке производства. Проект приказа готовит БС одновременно с планом работ по стандартизации в соответствии с требованиями СТО 123456RW-131.
Планирование контроля соблюдения требований ДС (ДСОП) производит БС
посредством оформления плана (раздел 2) работ по стандартизации (СТО
123456RW-131).
Результаты проверки комиссия оформляет актом (приложение Н). Необходимое количество копий выполняет БС и рассылает их исполнителям и ВП (для ДСОП) после резолюции генерального директора. Подлинник акта после резолюции генерального директора хранится в БС."
- Третья инстанция - самая скандальная. Даже мне, как представителю
руководства по СМК, в своё время приходилось вмешиваться - так искрило между начальником отдела менеджмента качества и офис-менеджером. Третья инстанция - это проверка состояния делопроизводства. Проводится согласно СТО (инструкции) по делопроизводству (управлению ОРД):
"5.9.2 Периодические проверки соответствия процедуры управления ОРД
установленным требованиям (состояния делопроизводства) проводит офис-
менеджер. Проверки планируются графиком (приложение Т). Копии графика
офис-менеджер рассылает подразделениям и должностным лицам, подлежащим проверкам в планируемом периоде.
По результатам проверки офис-менеджер составляет акт (приложение У) в двух
экземплярах. В акте проверки фиксируются выявленные несоответствия. Акт
подписывают офис-менеджер и руководитель проверяемого подразделения
(проверяемое должностное лицо). Один экземпляр акта хранится у офис-
менеджера, второй – в проверяемом подразделении (у проверяемого
должностного лица)."
Ну, Вы примерно представили реакцию папы римского, когда его бумаги приходит проверять какой-то там кардиналишка...
Так что, в грамотно выстроенной СМК на каждого Карабаса-Барабаса есть свой
Буратино и даже не один.
Содержание типовых СТО по управлению ДС (ДСОП) можно посмотреть:
- для военной продукции ЗДЕСЬ - СТО 123456RW-139-2025 Управление
документированной информацией. Документы по стандартизации;
- для гражданской продукции ЗДЕСЬ - СТО 8765RISO-139-2025 Управление
документированной информацией. Документы по стандартизации.
Содержание типовых СТО по управлению ОРД (отработаны по ГОСТ Р 7.0.97–
2025) можно посмотреть:
- для военной продукции ЗДЕСЬ - СТО 123456RW-136-2025 Управление
документированной информацией. Организационно-распорядительная
документация;
- для гражданской продукции ЗДЕСЬ - СТО 8765RISO-136-2025 Управление
документированной информацией. Организационно-распорядительная
документация.
На канале "СМК-консультант" 531 публикация. Чтобы не пропустить статью,
нужную именно Вам, пользуйтесь перечнем опубликованных материалов (формат Word) - посмотреть или скачать ЗДЕСЬ.
03.09.2025