Когда у меня была булимия, мне было очень тяжело поверить в то, что дело не в еде. Как тяжело в это поверить и людям, которые ко мне обращаются.
Нам, людям с РПП, кажется, что это зависимость от еды. Нам порой хочется, чтобы её вовсе не было. Чтобы она не маячила перед глазами, не доставала нас во сне и наяву.
Но дело и правда, не в еде. Если бы это было не так, речь бы шла о биологическом голоде. Биологический голод заставляет нас есть в ответ на неприятные сигналы организма – эмоциональное раздражение и ощущение «сосёт под ложечкой» (возникает из-за мигрирующего моторного комплекса — повторяющихся сокращений желудка во время перерывов между пищеварением). При этом не имеет особого значения, где, как и с кем вы будете утолять голод. С точки зрения удовлетворения объективной пищевой потребности это не имеет значения.
Но например, если у вас компульсивное переедание, вы наверняка знаете, что не станете есть в компании других людей. Потому что РПП с компульсивными перееданиями и компенсациями (или без них) живет в абсолютной секретности. Человек себе не доверяет, он понятия не имеет, какой объем пищи и какой именно пищи он съест во время бесконтрольного приступа. Но он точно знает, что снова погрузится в пищевой транс и не будет чувствовать ни вкус еды, ни что-либо еще. Во многом именно в этом и заключается смысл этого повторяющегося поведенческого паттерна.
И вот еще что. Людям с гиперфиксацией на отдельных типах продуктов кажется, что определенная еда обладает такими вкусовыми свойствами, что перед ней невозможно устоять. Они убеждены, что у них пищевая зависимость от конкретных продуктов. Но так называемая «пищевая зависимость», как правило, возникает из-за того, что мы навесили на эту еду ярлык вредной. Помните цитату Оскара Уальда: «Всё, что есть прекрасного в этой жизни, либо аморально, либо незаконно, либо приводит к ожирению»? Диетическая культура учит нас избегать «слишком» вкусных продуктов, табуирует сладости, рафинированную пищу, все, что имеет особые вкусовые свойства.
Мы стараемся соответствовать и так или иначе пытаемся ограничивать употребление этих продуктов. Вернее, нас начинают ограничивать с самого детства, убеждая, что от них можно растолстеть. На самом деле от них можно растолстеть, если их бояться и не доверять себе. Как только ваш мозг привыкает к мысли, что у вас нет никаких запретов с одним условием - вы едите сбалансированно, рационально, то есть ваша еда разнообразна и адекватна по БЖУ - отношение к сладким продуктам меняется.
Но далеко не все мы приходим к такому пищевому сценарию. Многие оказываются в ловушке РПП. И в таком случае компульсивные срывы становятся ответом организма на ваше недоверие.
Кому-то, правда, контроль над пищей дается так хорошо, что это приводит к обратному процессу – экстремальным самоограничениям и как следствие, к нервной анорексии. Начинается все с безобидного отказа от сладкого, а заканчивается отказом от целых групп жизненно важных продуктов и рационом на 200-300 ккал в день. И это при том, что на основной обмен нам требуется около 1000 ккал, из которых добрая половина уходит на питание мозга.
РПП – это уникальная, исключительно персональная история.
При любом варианте развития событий рациональные доводы уже не работают. Человек становится заложником своих пищевых ритуалов. Почему? Потому что они превращаются в способ справляться с любыми эмоциями и любыми вызовами, которые бросает ему жизнь. А поскольку эмоциональный опыт у всех нас разный, как и выработанная реакция на него, в каждом индивидуальном случае РПП – это уникальная, исключительно персональная история.
Именно поэтому нет однозначного ответа на вопрос, что дает именно вам ваше РПП. Какую проблему оно решает в Вашем случае.
Собираем паззл
Вот список реальных проблем, которые клиенты с РПП определяют как способствующие их заболеванию, а также перечень связанных с ними глубинных убеждений. Возможно, это будет полезным для вас, чтобы собрать свой собственный паззл РПП.
1. Низкая самооценка:
· Я не могу себе доверять, потому что я недисциплинированный/ая.
· Я не нравлюсь людям такой/ая, как есть.
· Я не могу доверять своим суждениям, потому что не способен/на принимать верные решения.
· Со мной что-то не так, я не достоен/йна быть с другими людьми.
2. Потребность отвлекаться:
· Переедание и рвота позволяют мне не думать ни о чем другом.
· Беспокойство о весе помогает мне снизить тревогу по поводу всего остального.
3. Заполнить пустоту:
· Моей жизни чего-то не хватает.
· Я чувствую пустоту внутри, это невыносимо, мой пищевой ритуал позволяет на время заполнить ее, наполняет жизнь каким-то смыслом.
4. Вера в миф:
· Я буду счастлив/ва и успешен/на, если буду мало весить.
· Худые люди счастливые и успешные.
· Снижение веса решит все мои проблемы.
5. Получить заряд энергии:
· Очищение дает мне приток адреналина, я чувствую, что могу справиться с каким-то делом, к которому никак не могла приступить.
6. Стремление к совершенству:
· Мне нужно достичь идеала во всем, будь то выполнение задания в школе, на работе или соблюдение диеты.
· У меня есть сила воли, чтобы делать то, что другие не могут.
· Я либо полностью контролирую свое питание, либо я лузер.
· Если я не смогу в чем-то достичь совершенства, то не буду даже пытаться.
7. Ориентация на высокие достижения
· Я успешна/шен во всех областях жизни, а булимия – это освобождение.
· Ограничение себя – это настоящее достижение.
· Я чувствую постоянное давление, требующее постоянного преодоление себя и лучших результатов.
8. Желание быть особенной/ным:
· РПП определяет мою идентичность, это моя особенность.
· Низкий вес – это единственное, что во мне есть особенного и это то, что очевидно для других.
· Мое РПП заставляет других постоянно обращать на меня внимание.
9. Потребность держать себя в руках
· Поведение, связанное с РПП, держит мои чувства под контролем.
· Я должен/ на контролировать свое тело, и то, что я кладу в рот.
10. Стремление к власти над собой, другими, над всей своей жизнью:
· Мое РПП дает мне ощущение власти над моим телом.
· Важно уметь сопротивляться еде, как это делают йоги или монахи.
· Расстройство дает мне ощущение власти над другими, потому что я лучше их, я сильнее, я могу больше, чем они.
· Мое РПП – это то, на что не могут повлиять другие люди.
11. Жажда уважения и восхищения:
· Похудев, я наконец, получил/а уважение сверстников.
· Я хотел/ла, чтобы мной восхищались, и пытался/лась не есть, но у меня ничего не получалось, и я начал/ла вызывать рвоту
· Переедание – это мой способ бунтовать, ведь я уверен/на, что никогда не получу того уважения и восхищения, которые получают худые люди, просто потому что они худые.
· Люди уважают мою способность сопротивляться еде, другие мои способности они не замечают. А может быть, других просто нет.
12. Трудности в выражении чувств:
· Не знаю, как выразить гнев так, чтобы не выглядеть агрессором. Поэтому переедаю и вызываю рвоту. Направляю свой гнев на этот процесс.
· Такое ощущение, что я проглатываю свои чувства вместе с большим количеством еды.
· Не могу справиться с конфликтом, ухожу в поведение РПП.
· Ограничение помогает мне вообще ничего не чувствовать.
13. Потребности в «безопасном месте» (отсутствие навыков преодоления трудностей):
· РПП – это особый мир, созданный для того, чтобы избегать всего плохого.
· Следование собственным пищевым правилам помогает мне чувствовать себя в безопасности.
· РПП помогает получать помощь, не обращаясь ни к кому за ней.
· РПП помогло мне избежать взрослых обязанностей, сняло с меня груз ответственности.
14. Недоверие к себе и другим:
· РПП-мой единственный друг, остальным я не доверяю.
· Я не могу доверять чужому мнению, они говорят, что я хорошо выгляжу, а это не так.
· Только мой внутренний голос знает, как я на самом деле должен/на выглядеть
15. Сильный страх не соответствовать требованиям:
· Я постоянно сравниваю себя со всеми, мне нужно мое РПП, чтобы не думать, что я хуже всех.
· Если у меня РПП, мне не надо ни с кем конкурировать.
· Я ужасно боюсь набрать вес, это будет провал.
Зачем собирать этот паззл механизма вашего РПП?
Чтобы наработать необходимую аргументацию для разговора со своим внутренним голосом РПП и голосом «внутреннего критика». Если ваша булимия претендует на роль утешителя, то можно смело отвечать ей, что метод так себе. Если ваша анорексия призвана сделать вас особенным, выдающимся человеком, то можно точно говорить о том, что путь самого выдающегося анорексика неминуемо ведет в хоспис. И конечно, то, что дает вам РПП, пусть это даже работает в краткосрочной перспективе, кратно меньше того, что оно забирает – любимых, друзей, свободу, самореализацию, жизнь, в конце концов.
Боритесь за эту жизнь. РПП можно и нужно преодолеть полностью. Это совершенно точно возможно.