Весь покрытый зеленью, абсолютно весь... Эти строчки из культовой советской комедии «Бриллиантовая рука» известны, наверное, всем. Но вот парадокс — настоящий «Остров Невезения» существует на самом деле, и зелени на нём как раз и нет. Речь идёт о крошечном клочке суши, затерянном в бескрайних просторах Тихого океана.
Науру — это тот самый остров, который на карте без увеличительного стекла и не найдёшь.
Тысячелетиями его населяли микронезийские племена, жившие в гармонии с природой. Они ловили рыбу, собирали кокосы и бананы, охотились на моллюсков. А для разнообразия туземцы устраивали между собой безобидные междоусобные стычки — в общем, жили душа в душу.
Всё изменилось в один день — 8 ноября 1798 года, когда к берегам острова пристал корабль английского капитана Джона Фирна. Так началась эпоха европейской колонизации, которая имела для наурцев двоякие последствия. С одной стороны, они познакомились с табаком, ромом и огнестрелом, что внесло в их жизнь определённое оживление.
С другой — колонизаторы привезли с собой сифилис, налоги и расовую сегрегацию.
Настоящая же беда пришла в конце XIX века, когда на острове обнаружили колоссальные залежи фосфоритов. Европейцы не только спаивали аборигенов и развращали местных девушек, но и принялись безжалостно рыть остров. С 1906 года Науру на десятилетия превратился в гигантский карьер по добыче ценного ресурса.
Естественно, за такой лакомый кусок развернулась нешуточная борьба. В 1888 году остров захватила Германия, в 1914-м её сменила Австралия.
Во время Второй мировой войны Науру стал ареной жестоких боёв. В 1940 году немецкие крейсеры «Комет» и «Орион» устроили разгром британских судов у его берегов. Немцы не стали захватывать остров, но на всякий случай сожгли порт и почти все крупные постройки, после чего ретировались.
Спустя два года на остров обрушилась новая напасть — его на несколько лет оккупировала Японская империя. Самураи пошли дальше европейцев: они не только удвоили добычу фосфоритов, но и депортировали почти всё коренное население. Выжили лишь 800 человек.
Американцев не устраивало японское присутствие, поэтому они периодически бомбили крошечный остров, заставляя уцелевших аборигенов в ужасе вопрошать у небес: «За что?!»
В сентябре 1945 года японский гарнизон капитулировал. На несколько последующих десятилетий Науру стал подопечной территорией ООН под совместным управлением Австралии, Великобритании и Новой Зеландии. И только в 1968 году жителям несчастного острова удалось добиться полной независимости. С тех пор над Науру гордо реет собственный флаг.
Вместе с независимостью наурцы получили и права на все оставшиеся залежи фосфоритов. Цены на них в те годы были высоки, и местные жители решили, что настал черёд зажить по-человечески. Так и вышло.
Кстати, о фосфоритах. Это ценное ископаемое, используемое для производства удобрений и пороха, образовалось из гуано — продуктов жизнедеятельности морских птиц. Проще говоря, тысячи лет птицы испражнялись на остров, и их помёт превратился в полезное ископаемое.
«Фосфодоллары» рекой потекли в бюджет. Очень скоро Науру стала одной из богатейших стран мира. К 1968 году ВВП этого карликового государства был самым высоким на планете! Пока мир трепетал в пучине Холодной войны, наурцы нежились у бассейнов с коктейлями и покрикивали на рабочих-мигрантов с Кирибати и Тувалу, выполнявшую всю чёрную работу.
Однако новый золотой век длился недолго. Уже к концу 1980-х запасы фосфоритов практически истощились. Наурцы ощутили себя старухой из сказки о золотой рыбке. На острове началась безработица, перманентный финансовый кризис, бесконечная череда правительственных скандалов и исход экономически активного населения.
Экология была уничтожена: почти весь Науру, площадью всего 21,3 км², за исключением узкой береговой линии, покрылся карьерами, напоминая лунный пейзаж.
Ни о каком сельском хозяйстве речи быть не могло — плодородный слой почвы был уничтожен.
Прибрежные воды оказались отравлены стоками, так что ловить рыбу стало невозможно. Австралия, чьи компании годами вели добычу, согласилась частично возместить ущерб. Но это лишь слегка подсластило горькую пилюлю.
Новой напастью стало ожирение. После уничтожения традиционного уклада с стола наурцев исчезли свежие фрукты, рыба и овощи. Их место заняли импортные продукты с высоким содержанием сахара и жиров. Вкупе с малоподвижным образом жизни это привело к тому, что некогда стройные островитяне стали стремительно толстеть.
Сегодня Науру — мировой лидер по количеству людей с лишним весом. Ожирение принесло с собой диабет: по данным на 2018 год, им страдала треть населения острова.
— А на чёрный день они ничего не откладывали? — ехидно спросит какой-нибудь Сидор Матрасыч из Нижнекамска.
Конечно, откладывали. В сытые годы наурцы вкладывали «фосфодоллары» в акции, недвижимость и сомнительные проекты. Однажды они проспонсировали мюзикл о любви Леонардо да Винчи и Моны Лизы.
Постановка обошлась им в 2 миллиона фунтов стерлингов и с треском провалилась в прокате. По этому примеру легко представить уровень компетенции людей, управлявших финансами Науру.
Чтобы окончательно не пропасть, правительство острова разработало несколько полукриминальных схем заработка.
Науру превратили в офшорную зону, где могли отмывать деньги нечистые на руку банки, олигархи и прочие личности с сомнительными доходами.
Другой статьёй дохода стала продажа паспортов. Если вам не посчастливилось родиться на Науру, гражданство можно было купить за скромную плату.
Кроме того, наурцы торговали своими голосами в международных организациях: то против кого-то проголосовать, то с кем-то согласиться, а тут — признать какое-нибудь непризнанное государство. Деньги, как известно, не пахнут.
Подобная деятельность не понравилась мировым державам, и в конце концов наурцам дали по рукам. Сегодня Науру больше не офшор, а продажа паспортов прекращена.
Чем же живёт современный Остров Невезения?
Как ни парадоксально, островитяне до сих пор добывают фосфориты. Да, это ископаемое, ставшее причиной катастрофы, остаётся главной статьёй доходов.
На узкой прибрежной полосе аборигены выращивают кокосы, папайю, бананы и ананасы. Конечно, этого недостаточно, чтобы прокормить всех, но хотя бы снижает зависимость от импорта.
С рыболовством у наурцев не задалось, но они научились продавать квоты на лов в своей экономической зоне более удачливым соседям. Какая-никакая денежка с этого тоже капает в скромный бюджет.
Ещё островитяне пытаются развивать туризм. Получается не очень. Согласитесь, мало желающих провести отпуск в «лунном» пейзаже. Но редкие смельчаки всё же находятся.
Спасает то, что в годы процветания здесь построили полноценный порт и аэропорт.
Ещё одна статья бюджета — внешняя помощь. Австралия щедро субсидирует экономику Науру. И даёт она деньги не просто так. Остров добровольно стал гигантским лагерем для беженцев.
Австралийцы платят немалые деньги, чтобы наурские власти содержали мигрантов, нежелательных в самой Австралии.
Что сказать в итоге... На Науру по-прежнему не водятся крокодилы, но уже кое-как растут чахлые кокосы. Остров Невезения потихоньку зализывает раны. Если местные власти будут разумно распоряжаться ресурсами, продолжат рекультивацию земель и поиск новых доходов, у Науру ещё может быть светлое будущее.
Читайте также: