Столкнулась в нашем детском саду со стеной непонимания и, как мне кажется, с полным пренебрежением к правам родителей. Я просто хочу понять, я требую чего-то сверхъестественного, или современные садики застряли в прошлом веке?
Моей дочке, Милане, 3,5 года, и она недавно пошла в сад. До этого с ней сидела няня, и я привыкла к определенному уровню сервиса и спокойствия. Я всегда могла в любой момент написать няне и тут же получить ответ: "Милана покушала", "Мы рисуем", "Сейчас гуляем", плюс пара фото или короткое видео. Это нормально, я ведь платила ей деньги и имела право знать, что происходит с моим ребенком.
Я была уверена, что в детском саду, за который мы тоже платим, будет так же. Наша воспитательница — молодая девушка, всегда с телефоном в кармане. Я думала, мы легко найдем общий язык.
Но когда Милана впервые осталась на полный день, начался кошмар. Я, как обычно, написала воспитателю в обед: "Здравствуйте! Как там Милана? Все хорошо?". Тишина. Написала еще через час. Снова тишина. За весь день я отправила ей восемь сообщений, и ни на одно не получила ответа!
Вечером я, естественно, подошла к ней с вопросом, почему она меня игнорирует. И знаете, что она мне ответила? С раздражением! «Я вас очень прошу так больше не делать! Я занята с детьми, у меня нет времени на переписки!».
Я была в шоке. Я ей говорю: «Но мы же платим за ваши услуги! Я имею право на отчет о том, чем мой ребенок занимается в течение дня!». А она просто развернулась и ушла.
Я пошла к заведующей, уверенная, что она-то поставит на место сотрудницу. Но заведующая... встала на ее сторону! Она заявила мне, что у воспитателя 30 детей, и она «не частная няня, чтобы отчитываться перед каждой мамой в режиме онлайн».
То есть, по их логике, я должна отдать своего единственного ребенка на 10 часов в руки, по сути, чужих людей, и просто сидеть и молиться, что там все хорошо? Не имея никакой возможности получить обратную связь? Это что за каменный век?
Я уверена, что воспитатель обязана отвечать матери, даже если я буду писать ей каждый час! Это ее работа! Я не прошу ничего невозможного, я просто хочу быть в курсе жизни своего ребенка.
- Вы привыкли к сервису «няня онлайн», а столкнулись с системой, работающей по другим правилам. Давайте разберемся, где заканчиваются ваши права как тревожной мамы и начинаются обязанности и права воспитателя.
Обязана ли воспитатель отвечать на мои сообщения и звонки в течение дня?
❌ Нет, не обязана.
Ни в одном законе, включая ФЗ «Об образовании» и должностную инструкцию воспитателя, не прописана обязанность вести онлайн-переписку с родителями в рабочее время.
Ее главная обязанность в этот момент — обеспечивать безопасность и реализовывать образовательную программу для всей группы детей, находящихся под ее присмотром, а не для одного ребенка.
Но я же плачу за услугу! Могу ли я, как потребитель, требовать онлайн-отчеты?
Вы платите за услугу «присмотр, уход и образование» в соответствии с программой и договором. Эта услуга не включает в себя «информационное сопровождение в режиме реального времени».
Если в вашем договоре с детским садом не прописан пункт об обязательных онлайн-отчетах (а его там 99,9% нет), то требовать этого вы не можете. Это как купить билет в кино и требовать, чтобы режиссер комментировал вам фильм по телефону.
Аргумент «у меня 30 детей» — он законен?
✅ Да, и это самый главный аргумент.
Отвлекаясь на телефон, воспитатель перестает следить за остальными детьми. Если в тот момент, пока она пишет вам ответ, один ребенок упадет, а другой что-то проглотит, ответственность, в том числе уголовную, понесет именно воспитатель.
Поэтому ее отказ отвечать — это не «наглость», а прямое выполнение ее главной обязанности по обеспечению безопасности.
А как же мое право на информацию о ребенке?
Ваше право на информацию (статья 44 ФЗ «Об образовании») безусловно. Но закон не регламентирует способ и время ее получения.
Вы имеете право получить полную информацию о том, как прошел день вашего ребенка, утром при передаче и вечером, когда вы его забираете. Также вы можете договориться об отдельной встрече с воспитателем. Но вы не имеете права требовать эту информацию ежеминутно.
Могу ли я требовать фото- и видеоотчеты?
❌ Нет, если это не прописано в договоре. Более того, делая фото вашего ребенка, воспитатель может случайно захватить в кадр других детей. А на съемку и пересылку изображений других детей нужно письменное согласие их родителей (статья 152.1 ГК РФ). Организация таких отчетов — это сложный юридический процесс.
Куда жаловаться, если заведующая поддержала воспитателя?
❌ Никуда, потому что в данной ситуации они правы.
Если вы напишете жалобу в Управление образования на то, что воспитатель «не отвечает на 8 сообщений в день», вашу жалобу, скорее всего, признают необоснованной. Вам ответят, что воспитатель действовал в рамках своих должностных инструкций, обеспечивая безопасность детей.
Чем частная няня отличается от воспитателя в саду?
❌ Всем.
➡️ Няня работает по договору оказания услуг с вами лично. Вы — ее единственный заказчик, и она обязана выполнять те условия, которые вы прописали в договоре (включая онлайн-отчеты).
➡️ Воспитатель работает по трудовому договору с детским садом. Его заказчик — работодатель, а не вы. Он обязан выполнять должностную инструкцию, а не ваши личные пожелания.
А если случилось что-то экстренное? Они тоже не позвонят?
Ответ юриста: В экстренной ситуации вам позвонят немедленно. Если ребенок заболел, получил травму, сильно плачет и не может успокоиться — воспитатель обязан вам сообщить. Но «чем он сейчас занимается» — это не экстренная ситуация.
Итог
Отдавая ребенка в сад, вы должны понимать и принимать его правила. Воспитатель — это педагог для группы, а не персональная няня для вашего ребенка. И его главная задача — физическая и эмоциональная безопасность всех детей, а не ваше личное спокойствие.
Вы можете подойти к воспитателю и сказать: «Анжела Сергеевна, я понимаю, что вы очень заняты. Но я очень тревожная мама. Можем ли мы договориться, что я не буду вас дергать, а вы, если будет буквально одна свободная минутка в тихий час, просто напишете мне одно слово: "Все хорошо"? Это бы меня очень успокоило». Просьба, а не требование, часто творит чудеса.