Вы присматриваетесь к Chery Tiggo 7 Pro на вторичном рынке. Он был настоящим хитом продаж, и сегодня тысячи этих машин с пробегом выглядят очень заманчиво. Блестящий кузов, богатая комплектация, и под капотом у него стоит тот самый, казалось бы, проверенный временем турбомотор 1.5 на 147 сил.
Продавец с уверенностью говорит: «Двигатель — миллионник! Чугунный блок, цепь, распределенный впрыск — тут ломаться нечему». И вы ему верите. Первые 20, 30, 50 тысяч километров после покупки — полет нормальный. Вы наслаждаетесь машиной и думаете, что сделали правильный выбор.
А потом, в один прекрасный день, при разгоне на низких оборотах вы слышите странный, короткий металлический звук. Похожий на легкий щелчок или цокот. Сначала вы не придаете этому значения: «Наверное, бензин плохой залил». Но звук появляется снова и снова, именно под нагрузкой, когда вы пытаетесь ускориться, не переключая передачу. Вы едете к дилеру, но там, как правило, разводят руками: «Ошибок нет, это особенность работы мотора».
И вот тут-то и начинается самое интересное. Этот безобидный, на первый взгляд, звук — предвестник очень серьезной проблемы, о которой молчат и дилеры, и многие владельцы. Это симптом болезни, которая при неправильном лечении может отправить ваш мотор на капитальный ремонт, не дожидаясь и 100 тысяч километров пробега. Давайте разберемся, что это за «бомба» и как ее обезвредить.
Почему этот мотор считают надежным? И в чем подвох?
Для начала давайте будем объективны. Двигатель SQRE4T15B/C, который ставят на Tiggo 7 Pro (а также на многие другие модели Chery и Exeed), — это действительно неплохой и в целом удачный агрегат. Инженеры взяли за основу проверенный временем атмосферный мотор и прикрутили к нему турбину.
Сильные стороны у него действительно есть:
- Чугунный блок цилиндров: Это большой плюс к надежности и ремонтопригодности по сравнению с современными «одноразовыми» алюминиевыми моторами.
- Распределенный впрыск: В отличие от более капризного непосредственного впрыска (GDI), он менее требователен к качеству топлива и не страдает от проблемы нагара на впускных клапанах.
- Цепной привод ГРМ: Считается более ресурсным, чем ременной.
Казалось бы, идеальный рецепт надежности. Так откуда же берется проблема? А проблема кроется в сочетании трех факторов: маленький объем + турбина + современная экология. Чтобы вписаться в жесткие экологические нормы, производители настраивают моторы так, чтобы они работали на обедненных смесях, а коробки-вариаторы запрограммированы держать максимально низкие обороты для экономии топлива. И именно в этом режиме, на стыке низкой скорости и высокой нагрузки, и рождается «монстр».
LSPI: четыре буквы, которые могут загубить ваш двигатель
Тот самый металлический цокот, который слышат владельцы, — это не «пальцы стучат» и не детонация в классическом понимании. Это явление называется LSPI (Low-Speed Pre-Ignition), или «раннее зажигание на низких оборотах».
Объясню простыми словами, что происходит в этот момент в цилиндре:
Когда вы едете н низких оборотах (1500-2000 об/мин) и резко нажимаете на газ, турбина нагнетает в цилиндры большое количество воздуха. В этот момент капельки масла, попадающие в камеру сгорания со стенок цилиндров, смешиваются с топливом и под высоким давлением и температурой воспламеняются раньше, чем свеча дает искру.
Происходит неконтролируемый микровзрыв. Эта ударная волна бьет по поршню сверху вниз в тот момент, когда он еще движется вверх навстречу такту сжатия. Удар получается колоссальной силы. Один-два раза — не страшно. Но если это происходит постоянно, последствия могут быть фатальными.
Развязка: что ломается и как этого избежать?
Самое слабое место, которое страдает от ударов LSPI — это поршни. А точнее, тонкие перегородки между поршневыми кольцами. От постоянных ударных нагрузок они просто не выдерживают и трескаются или ломаются.
Последствия — катастрофические. Нарушается компрессия, двигатель начинает дико есть масло, теряет мощность, дымит. Итог один — дорогостоящий капитальный ремонт с заменой всей поршневой группы. И самое обидное, что дилер, скорее всего, откажет в гарантии, сославшись на «некачественное топливо» или «неправильную эксплуатацию».
Так как же не попасть на этот ремонт? К счастью, рецепт спасения существует. И он полностью в ваших руках. Нужно просто изменить подход к трем вещам: топливу, маслу и стилю вождения.
- Топливо. Только АИ-95 и выше! Забудьте про АИ-92, даже если на лючке бензобака он указан. Чем выше октановое число, тем топливо более устойчиво к детонации и неконтролируемому воспламенению. В идеале для турбомотора — лить АИ-100 с проверенных заправок. Это не прихоть, а необходимость.
- Масло. Самый важный пункт! Вот это — инсайдерская информация, о которой знают не все. Для борьбы с эффектом LSPI были разработаны специальные моторные масла с допусками API SP или API SN Plus. В их составе есть специальные присадки (на основе кальция и магния), которые предотвращают преждевременное воспламенение смеси. Если вы льете в свой турбомотор старое масло с допуском API SL или SM, вы сознательно увеличиваете риск поломки. При выборе масла ищите на канистре именно эти буквы — SP или SN Plus. Это ваш главный щит.
- Стиль вождения. Не «тошните»! Не нужно ездить внатяг. Вариатор любит держать низкие обороты, но не стоит ему потакать. При активном ускорении не бойтесь крутить мотор до 2500-3000 оборотов. Не нужно давить педаль в пол на 1500 оборотах на высшей передаче. Лучше переключиться в спорт-режим или вручную скинуть передачу, чтобы мотор вышел из опасной зоны.
- Частая замена масла. Забудьте про дилерский интервал в 15 000 км. В условиях городских пробок масло теряет свои свойства гораздо быстрее. Меняйте его раз в 7-8 тысяч километров. Это копейки по сравнению со стоимостью ремонта двигателя.
Как видите, сам по себе двигатель 1.5Т на Chery Tiggo 7 Pro не плохой. Но он, как и любой современный турбомотор, требует грамотного подхода и понимания процессов, которые в нем происходят. Игнорирование этих простых правил — это и есть тот самый прямой путь к «капиталке».
А вы замечали подобный звук на своем автомобиле? Какое топливо и масло используете? Поделитесь своим опытом в комментариях, это будет полезно всем владельцам.