Алексей Петров
22 декабря 2007, 15:42 Наука
Проявления юмора контролируют мужские половые гормоны
Юмор — вид агрессивного поведения, и его проявления определяют мужские половые гормоны. Чтобы доказать это, пожилому британскому профессору пришлось освоить одноколёсный велосипед.
Пытливый ум не покидает настоящего учёного и после завершения научной карьеры. Почётный профессор британского университета Ньюкасла-на-Тайне Сэм Шустер на старости лет купил уницикл – одноколёсный велосипед. Научившись кататься по дому и дворам, он через некоторое время рискнул выбраться на улицы города, и уже через год стал обладателем уникального материала для антропологического исследования, тщательно задокументировав реакцию четырёх сотен прохожих на необычный снаряд.
Анализ данных помог британскому профессору сделать вывод: юмор – одно из проявлений агрессивного поведения, определяемого гормональным балансом.
Результаты исследования опубликованы в рождественском выпуске The British Medical Journal (BMJ), вышедшем в субботу.
Вот выдержка из этой публикации в яндекс-переводе в моей редакции
Некоторые словесные ответы на езду на одноколесном велосипеде
Ранние годы
Мать сыну примерно 5 лет: “О, смотри, почему он едет на одном колесе?”
Мать сыну в коляске: “Разве это не умно”. Мальчик повторил: “Умный”.
Отец сыну около 3 лет: “Смотри, у его велосипеда только одно колесо... Интересно, что случилось с другим”.
Мужчина дочери около 4 лет: “Смотри... у него нет руля”.
Мальчик 3-4 лет маме: “Мамочка, этот мужчина сломал свой велосипед — у него только одно колесо”
Любознательные дети 5-12 лет
“Трудно было учиться?”
“Где ты их покупаешь?”
“Сколько это стоило?”
“Почему вы используете только одно колесо?”
Агрессивные мальчики
“Ты хочешь столкнуть его?” “Да, держи пари, я мог бы это сделать”
Пиная футбольный мяч, “Попал в хорошую мишень”
Едет ко мне на велосипеде, “Свались с дедушки”.
Внезапные громкие крики, затем они бросали мелкие камешки
Громкие звуки, затем “Ты сейчас упадешь... ты сейчас упадешь”.
Женщины
“У тебя это выглядит так просто”
“Ты должен нарядиться Сантой для детей”
“Боже, это, должно быть, трудно”
“Молодец”.
“Умно, умно”
“Замечательно... Я впечатлена”
“Магия... это и есть магия”
“Ты олимпийский чемпион”
“Хотела бы я это сделать... О, это выглядит хорошо”
“Должно быть, для этого нужен чудесный баланс”
Мужчины
Колеса (наиболее распространенными были незначительные вариации первых двух)
“Потерял колесо?”
“Эй, ты знаешь, что у тебя только одно колесо?”
“Я поищу твое второе колесо”
“А ты не мог позволить себе другое колесо?”
Руль
“Ты знаешь, что потерял свой руль?”
“А с другими рулями легче?”
Потерял что-то
“Потерял половину своего велосипеда”
“Кто-то прищемил половину его...”
“Здесь не хватает какой-то детали, не так ли”
“Тогда где остальные кусочки?”
Цирк и жонглирование
Под мелодию вступления Гладиаторов “Хочешь музыки?”
“Я не знал, что цирк в городе”
“Думал о том, чтобы присоединиться к цирку?”
“Забыл свой?” Имитированное жонглирование
Косвенные оскорбления
“Тебе, должно быть, нравится жить в опасности”
“Странные вещи, которые вы находите на велосипедах”
“А какие у тебя были другие подарки на день рождения?”
“Значит, это новый вид транспорта?”
“Я полагаю, это экономит на шинах”
“Вы паркуете свой велосипед на две минуты, и это все, с чем вы остаетесь”
Мужчины среднего класса
“Это уникально”
“Я завидую... Я не смог бы этого сделать”
“Это здорово... Жаль, что у меня нет фотоаппарата”
“Это хорошо”
“Какая ты звезда”
Пожилые мужчины
Человек, страдающий артритом: “Так быстрее ходить”
Мужчина, с трудом передвигающийся: “Я рад, что мне не нужно этого делать”.
Мужчина, страдающий артритом: “Лучше ты, чем я... Я бы даже не сел на это”.
Двое мужчин, идущих рядом, спросили серьезно, а не в шутку: “Значит, ты тренируешься для цирка?” и “Это давит на твои яйца, приятель?”
***
В течение года профессор наблюдал за реакцией людей на свои путешествия по городу. Исследование началось как хобби, однако вскоре ученый осознал, что большое количество стереотипных и предсказуемых проявлений ответной реакции со стороны людей должно определяться некими биологическими предпосылками.
Моноцикл (правильнее называть уницикл), которым управлял ученый, – довольно необычное средство передвижения, увидеть которое на улице рядовые люди ожидают меньше всего. Отклик большинства невольных подопытных заключался в необычно пристальном внимании или взмахах рук. Примерно половина проявляла свои эмоции вербально, и большинство из этих людей представляли сильную половину человечества.
Гендерные отличия в реакции оказались одними из наиболее заметных. Примерно 95% женщин проявляли интерес, внимание или просто высказывали ободрительные возгласы по поводу лихого наездника уницикла. Таким же образом выражали свои эмоции всего 25% мужчин, в то время как оставшиеся 75% пытались поднять Шустера на смех фальшивыми и агрессивными шутками.
Профессора удивили однообразные и предсказуемые реплики мужской половины, в двух случаях из трех сводившиеся к количеству колес его транспортного средства. Шустеру часто приходилось слышать в спину: «Потерял колесо, …?»
Второй видимый результат анализа данных – эволюция реакции мужчин с возрастом. Именно она вкупе с гендерными различиями позволила почётному профессору сделать свой главный вывод о природе юмора.
Мальчики проявляли любопытство и интерес, мало отличаясь от девочек того же возраста. Старшие интересовались, где уницикл можно купить и сколько он стоит. В то же время подростки (11–13 лет) вели себя часто агрессивно и пытались спровоцировать падение профессора с неустойчивого спортивного снаряда резкими, пугающими движениями, криками и даже физическим воздействием.
Отклик мужчин постарше носил больший вербальный оттенок. Их забавы в основном сводились к уничижающим усмешкам или глумливым рифмовкам. У взрослых мужчин это поведение преобразуется в предсказуемые и однообразные оскорбительные ухмылки со скрытой угрозой.
Особенно агрессивными оказались юноши, управляющие четырехколесными транспортными средствами, находящиеся на пике полового созревания.
Пожилые мужчины и мужчины в возрасте откликались более нейтрально, зачастую допуская дружеские усмешки.
Отклик женщин в период полового созревания и постпубертатного возраста был сильно подавлен и сводился к нейтральному восприятию моноцикла или очень сдержанному одобрительному возгласу. Взрослые женщины, напротив, высказывались в адрес профессора более активно, нередко восхищаясь и поощряя необычное хобби.
Обнаруженные Шустером закономерности не могут быть просто объяснены экстравагантностью его хобби. Особое внимание он уделяет возобновимости результатов, закономерностям их проявления в зависимости от возраста и от пола подопытных. Он не отрицает, что различие в поведении полов и может быть объяснено генетическими причинами, однако обращает особое внимание на то обстоятельство, что агрессивная реакция со стороны мужчин сначала усиливается, а потом ослабевает.
По мнению профессора, это может свидетельствовать только в пользу одного объяснения: юмористическую агрессию определяют гормоны.
Тестостерон и другие андрогены, будучи инициаторами полового созревания, являются, по мнению Шустера, и наиболее очевидными провокаторами агрессии со стороны мужчин.
Особенно интересным в возрастной эволюции юмора профессору показался тот факт, что попытки агрессивного поведения в детстве в юношеском периоде переходят в устное выражение эмоций, далее преобразующееся в изощренный и более тонкий юмор. Таким образом, остроумие начинает прикрывать агрессию. Затем, впрочем, агрессия и остроумие расходятся в своих проявлениях.
Профессор признаёт, что выводы, которые он делает, идут достаточно далеко и, возможно, даже слишком далеко для того материала, на базе которого они сделаны. Однако материал этот, без сомнения, копиться будет и дальше. И, возможно, в одном из будущих рождественских выпусков BMJ появятся не менее занимательные результаты.
***
Отблагодарить
https://dzen.ru/unicycle?donate=true