Найти в Дзене

Александр Матюхин. 10 вопросов автору.

Вышло долгожданное продолжение серии «Чинители»! И мы решили пообщаться с автором цикла — Александром Матюхиным, финалистом премии «Эксмо. Дебют 2023». Расспросили его о том, как создавалась вторая часть, чем взрослая проза отличается от подростковой, и какие мистические тайны скрываются за работой писателя. «Чинители. Вокзал, которого нет» — это продолжение. С какими ожиданиями вы подходили ко второй книге и чем она отличается от первой? Первая книга задумывалась, как короткая динамичная история, обыгрывающая известную сказку — это вообще был стержень сюжета. А ещё я не думал, что когда-нибудь напишу продолжение. Поэтому вторая часть внезапно оказалась «большой ответственностью», ведь именно здесь раскрываются детали мира, в который угодили братья, и создается зачин на следующие истории. Плюс ко всему, вторая часть, это уже самостоятельная книга с цельным сюжетом, без «кивков» в сторону сказок, плюс она стала чуть взрослее, ведь и дети по сюжету тоже набрались опыта и подросли (пусть

Вышло долгожданное продолжение серии «Чинители»! И мы решили пообщаться с автором цикла — Александром Матюхиным, финалистом премии «Эксмо. Дебют 2023». Расспросили его о том, как создавалась вторая часть, чем взрослая проза отличается от подростковой, и какие мистические тайны скрываются за работой писателя.

«Чинители. Вокзал, которого нет» — это продолжение. С какими ожиданиями вы подходили ко второй книге и чем она отличается от первой?

Первая книга задумывалась, как короткая динамичная история, обыгрывающая известную сказку — это вообще был стержень сюжета. А ещё я не думал, что когда-нибудь напишу продолжение. Поэтому вторая часть внезапно оказалась «большой ответственностью», ведь именно здесь раскрываются детали мира, в который угодили братья, и создается зачин на следующие истории. Плюс ко всему, вторая часть, это уже самостоятельная книга с цельным сюжетом, без «кивков» в сторону сказок, плюс она стала чуть взрослее, ведь и дети по сюжету тоже набрались опыта и подросли (пусть всего на полгода)

Есть ли у персонажей прототипы в реальной жизни?

Братья Костя и Макс списаны с моих детей (частично по характеру, частично по внешности). Появляющаяся во второй части девочка Надя — это их двоюродная сестра, которая живет далеко, поэтому в книге она как раз является жительницей другого мира и очень хочет попасть в нашу реальность.

Как у вас рождаются идеи для книг? Это скорее «вспышка вдохновения» или долгий процесс работы с образом?

Работают оба варианта, а иногда даже совместно. Часто бывает так, что я долго обкатываю в голове какую-то случайно возникшую мысль или крохотную идею, которая сама по себе вряд ли разрастется до полноценной истории. Но при этом идея постепенно вызревает, обрастает подробностями, расширяется, я кручу её под разными углами, чтобы понять, интересна ли мне она или нет. И в конечном итоге такая мысль может действительно вылиться в классный большой образ, из которого потом появляется сюжет. Но иногда случается «вспышка вдохновения», когда классная яркая идея прилетает вдруг в голову уже в готовом виде, и я сразу понимаю, что это это нужно непременно написать. Так случилось с подростковой повестью «Город Спящих», например. Я увидел образ двух детей, которые едут в пыльной машине посреди пустынного города на берегу моря. Это было очень тревожно, ведь старший ребенок сидел за рулем сам, а вокруг не было взрослых. И я сел и написал сразу же первые эпизоды.

-2

У вас уже есть своя «мифология Изнанки». Планируете ли вы развивать её дальше, может быть, создать большой цикл или вселенную?

Да, такая идея есть, и я её уже постепенно воплощаю. Например, в уже упомянутой книге «Город Спящих» есть связки с Изнанкой, а во второй части даже появляются перекрестные персонажи из этого мира. К тому же планирую написать цикл рассказов для подростков про Изнанку, где каждая история — это расширение вселенной (сразу скажу, что Изнанка — это только небольшой участок мира, там будут и другие реальности с мифическими персонажами, ожившими фантазиями и страхами и так далее)

Какой персонаж в «Чинителях» для вас самый сложный и самый любимый?

Самыми сложными во второй части оказались два существа — Урос и Борос. Это противоречивые персонажи, которые изначально кажутся максимально плохими, но затем мнение о них меняется и их хочется спасти из ловушки, в которой они оказались. Надеюсь, у меня получилось. А самый любимый персонаж — Надя, потому что она оказалась ярким воплощением любого подростка, который все время скучает и ищет развлечений в чём угодно, даже оказываясь в очень опасных ситуациях.

Какие книги в юности на вас повлияли сильнее всего?

Если говорить про детскую литературу, то это весь цикл «Волшебник Изумрудного города», «Властелин колец», потом братьев Стругацких (лично я впервые прочитал их в четырнадцать лет, так что считаю их вполне себе подростковыми) и приключенческие циклы Луи Буссенара и Эрнеста Сетона-Томпсона. Начитавшись про то, как дети хотели стать индейцами, я сам долгими часами разучивал «бесшумный шаг», мастерил лук и стрелы и мечтал научиться кататься на лошадях. Но вообще я читал очень много, поэтому перечень книг гораздо больше.

А что читаете сейчас сами — фэнтези, классику или, может быть, научпоп? Слушаете аудиокниги?

Читаю всё, что интересно, независимо от жанров и направлений. Недавно с удовольствием прочитал отличный научпоп про русский язык «В начале было кофе», и теперь всем рекомендую. Сейчас заканчиваю читать роман «Вегетация» — научная фантастика Алексея Иванова, а до этого перечитал «Идиота» Достоевского и «Чевенгур» Платонова. Аудиокниги воспринимаю с трудом, к сожалению (в первую очередь потому что часто задумываюсь о своём и банально отвлекаюсь), но научные книги или литературу по работе — тоже не художественную — часто случаю в дороге.

-3

Если бы нужно было порекомендовать подросткам три книги, чтобы снова полюбить чтение, какие бы это были?

Я бы точно посоветовал цикл «Как приручить дракона». Ему не повезло с экранизацией — фильм получился очень крутым, и дети заранее думают, что нет смысла после просмотра читать книгу. А между тем книги совсем о другом, это иная история, которая написана лёгким, умным и интересным языком. Гарри Поттер — классика, которую не устану рекомендовать. Хороший образец литературы, которая «затягивает» подростков, даже если те не сильно-то любят читать. А ещё цикл «Зверский детектив» Анны Старобинец. Он, наверное, не такой лёгкий для чтения, как предыдущие упомянутые книги, но если погрузиться, то потом сложно оторваться.

В книге важен мотив дороги, поезда, пути. Для вас это просто художественный приём или метафора взросления?

Да, это полноценная метафора взросления Кости — брата, от лица которого ведется повествование. Ему нужно сделать выбор, он попадает в путешествие, на каждом этапе которого принимает определенные решения и становится взрослее.

Что вы украли для своих книг из собственного подросткового возраста?

В первую очередь, жажду приключений. Терпеть не могу скучать. А ещё в подростковом возрасте я совал нос куда угодно — в старые дома, ржавые вагоны, закрытые стройки. Любопытство часто выходило мне боком, но никуда не делось. Любовь к путешествиям тоже оттуда.

Узнать о книгах больше — Читай-город | Book24

12+