Представьте, что вы годами платите за абонемент в большой федеральный спортзал. А потом вам заявляют: «Теперь, дружок, за каждый пройденный метр от твоей квартиры до его двери — тоже плати. Тротуар изнашиваешь». Примерно такую логику начинают разглядывать в высоких кабинетах, обсуждая расширение системы «Платон» на региональные дороги.
Минтранс, как рачительный хозяин, поручил Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) провести ювелирную работу: выяснить, насколько целесообразно заставить грузовики тяжелее 12 тонн платить не только за федеральные трассы, но и за все остальные. Контракт на 73 миллиона рублей — это не взятка будущему, это серьезное вложение в аналитику. Финал намечен на ноябрь 2025 года.
Как работает магия «Платона» и при чем здесь ДНК дорожного бюджета
Система «Платон» — это, если угодно, гигантский цифровой инкассатор. С 2015 года она исправно собирает дань с фур, колесящих по федеральным трассам. Тариф — 3.34 рубля за километр. За это время в копилку Федерального дорожного фонда она опустила около 350 миллиардов рублей. Цифра, которая говорит сама за себя и на которую уже давно смотрят губернаторы с горящими глазами. Их дорожные сети часто находятся в состоянии, которое дипломатично называют «требующим внимания», а по-простому — убитые большегрузами.
Идея проста как молоток: если федеральные дороги улучшаются благодаря деньгам перевозчиков, почему бы не распространить этот принцип на региональные? Звучит логично. Но дьявол, как всегда, в деталях, а точнее — в ДНК самой системы.
Налоговый дубль или спасательный круг? Почему мнения раскалываются
С одной стороны баррикады — логисты и перевозчики. Их аргумент железобетонен: это двойное налогообложение. Владимир Матягин из ассоциации «Грузавтотранс» прямо заявляет: если вводят новый сбор, нужно отменять старый — транспортный налог для грузовиков. Иначе это просто дополнительная гиря на ногах бизнеса, которая неизбежно аукнется ростом цен на абсолютно все товары на полках — от макарон до электроники.
Их страх подогревает и техническое несовершенство системы. Февральский скандал 2025 года, когда из-за работы РЭБ (радиоэлектронной борьбы) на юге страны водители массово получали «письма счастья» с штрафами в 5-10 тысяч рублей за неоплаченный проезд, который они на самом деле оплатили, — это красный флаг. Расширение системы без решения этих проблем — это как строить многоэтажку на шатком фундаменте. Чем больше этажей, тем громче будет обвал.
С другой стороны — чиновники и региональные власти. Их довод тоже понятен: денег в бюджетах вечно не хватает, а грузовики, которые ездят по областным дорогам, вносят львиную долю в их износ. Почему за это должно платить все население через общие налоги, а не непосредственный «виновник»? Для них «Платон» — не налог, а принцип справедливости: платит тот, кто пользуется и наносит ущерб.
Что будет дальше: триггеры, метафоры и холодный расчет
Здесь мы упираемся в главный психологический триггер этой истории: справедливость против выгоды. Мозг обывателя легко соглашается с тем, что «богатые перевозчики» должны платить за дороги. Это честно. Но тот же мозг взвоет, когда цена на хлеб подрастет на рубль-другой из-за возросших логистических расходов. В этом и заключается главная политическая мина этого решения.
Технически же предстоит адская работа. Федеральная система — это относительно понятный набор магистралей. Региональная сеть — это лабиринт из тысяч дорог разного значения и качества. Как определить, за какой участок платить? Где ставить рамки? Как избежать ситуации, когда водитель, чтобы объехать платный отрезок, поедет через деревню, окончательно разнеся ее единственную улицу?
НИУ ВШЭ предстоит смоделировать все это. Они будут смотреть на мировой опыт, где подобные системы работают, но везде есть свои нюансы. Итогом их работы станет не решение «внедрять», а лишь концепция — «как это можно сделать, если будет приказ».
Развязка, которой пока нет
Пока что окончательных решений нет. В Минтрансе подчеркивают: «никакие исследования не проведены», говорить о сроках «преждевременно». Это важная оговорка. Власть демонстрирует осмотрительность.
Окончательный вердикт будет политическим. Он будет зависеть от того, перевесит ли чаша весов с потенциальными 350+ миллиардами рублей для регионов чашу с риском социального недовольства от роста цен и бунтом бизнес-сообщества.
Одно можно сказать точно: дороги давно перестали быть просто асфальтом. Это кровеносная система экономики. И вопрос о том, кто и как должен платить за ее содержание, — это вопрос о том, как мы хотим, чтобы эта экономика жила: легко и свободно или с постоянными постами оплаты на каждом углу.
Пока ученые считают, а чиновники взвешивают, грузовики продолжают ездить. И счетчик федерального «Платона» тикает. Скоро к нему могут подключить и второй — региональный. А платить по обоим, в конечном итоге, будем все мы. Просто не прямо, а через кошелек.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал: Фермерский Экшн