Вот и наступило долгожданное время — ФИПИ не так давно опубликовал демоверсии ЕГЭ и ОГЭ 2026 года. Многие ждали громких обновлений, но, кажется, всё осталось по-прежнему. На первый взгляд — да. Но если приглядеться, изменения есть, и они — в пользу логики и ясности. Давайте разберёмся, что изменилось в экзаменах по русскому языку и почему это может быть даже к лучшему.
🔹 ОГЭ по русскому языку: меньше путаницы — больше смысла
1. Тестовая часть и изложение — без изменений
Хорошая новость: первая часть экзамена осталась прежней. Ни структура, ни формат заданий не поменялись. Учителя могут продолжать готовить по проверенным схемам, а ученики — не перестраиваться в последний момент.
2. Сочинение 13.3: прощай, «ключевое понятие»!
Это мы уже видели в прошлом году. Хотя не все педагоги на это обращали внимание. Теперь вместо формулировки с ключевым понятием и вопросом остался только вопрос.
👉 Было: «Как вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Объясните его смысл, подобрав синоним. Напишите сочинание-рассуждение…»
👉 Стало: «Напишите сочинание-рассуждение на тему: „Что такое счастье?“»
Почему это плюс?
Раньше дети часто терялись: что писать — определение, синоним или сразу тезис? Теперь всё просто: отвечаешь на вопрос — и строишь рассуждение. Никакой лишней возни. Учителя меньше тратят времени на объяснение формата, а ученики — на попытки угадать, чего хочет экзамен.
Хотя, с моей точки зрения, некоторые темы требуют разбора понятия, хотя бы в устной работе. Я это всегда делаю, так как это ключевое слово, и ребенок должен понимать, о чем он пишет.
3. Примеры — только из текста!
Теперь оба примера в сочинении должны быть взяты из прочитанного текста. Пример из личного опыта — больше не обязательный. Его можно привести, но за него дадут меньше баллов.
Многие репетиторы сокрушаются: «Жаль, ведь жизненный пример учит выражать мысли!»
А я, как практикующий учитель, скажу иначе: лучше научить ребёнка внимательно читать и находить аргументы в тексте, чем поощрять поверхностные рассуждения вроде «как в моём классе один раз было…».
Но, с другой стороны, это был выход для очень слабых учеников, а таких сейчас не так уж и мало.
Второе «но»: обновленный формат подготавливает к ЕГЭ, где примеры строго по тексту. Плавный переход — это всегда хорошо.
Я бы оставила также возможность приводить литературный пример. С моей точки зрения, это расширяет возможности для думающих и читающих детей.
Опять же в ЕГЭ в собственной аргументации нужен литературный пример.
НО и жизненный можно приводить😃Логика составителей своебразная.
4. Критерии оценки — единые для всех сочинений
Теперь все три типа сочинений (13.1, 13.2, 13.3) оцениваются по одинаковым критериям. Это упрощает работу учителям и делает проверку честнее и прозрачнее.
5. Две ошибки вместо одной — гуманнее!
По критерию СК3 (логика рассуждения) теперь можно допустить две логические ошибки и всё равно получить 1 балл. Раньше — только одну. Это небольшое, но важное смягчение. Особенно для ребят, которые мыслят нестандартно или нервничают на экзамене.
6. Минимальный объём — жёстче!
Если суммарно изложение и сочинение содержат менее 139 слов — по грамотности (критерий ГК) ставят 0 баллов. Раньше можно было получить часть баллов, даже если текст был коротким.
📌 Для кого это критично?
Для слабых учеников, которые пишут по 80–100 слов. Теперь без объёма — нет грамотности. Значит, учителям нужно активно тренировать навык развёрнутого высказывания, а родителям — помогать детям писать больше дома.
🔹 ЕГЭ по русскому языку: тонкие, но важные корректировки
1. Тесты и сочинение — без изменений
Структура экзамена осталась прежней. Задания 1–26 и сочинение не тронули. Учителя и репетиторы могут продолжать работать по уже отработанным методикам.
2. Задание 7 — стало шире
Раньше оно проверяло ошибки в форме слова (например, «более легче»).
Теперь — все виды грамматических ошибок, включая нарушения управления, согласования, построение предложений с деепричастным оборотом и т.д.
Что это значит?
Ученикам нужно лучше знать нормы русского языка, а учителям — уделять больше внимания грамматике, а не только пунктуации.
3. Объём сочинения — жёсткий порог
Если сочинение — 149 слов и меньше, по критериям К7–К10 (содержание и аргументация) ставят 0 баллов. Раньше можно было получить баллы за идеи, даже если текст был коротким.
Вывод:
Теперь объём — не формальность, а обязательное условие. Пишите больше, иначе теряете ценные баллы.
4. Логические ошибки — две, а не одна
Как и в ОГЭ, по критерию К5 (логика) теперь можно допустить две ошибки и получить 1 балл. Это делает оценку чуть мягче и справедливее.
📌 Итог: что нужно запомнить?
✅ ОГЭ стал проще в понимании — убрали лишние требования, упростили формулировки.
✅ ЕГЭ стал строже в грамматике— нужно знать больше, чем просто правила орфографии.
✅ Объём сочинений теперь критичен — мало писать нельзя, иначе теряете баллы.
✅ Две логические ошибки — не приговор— система становится гуманнее.
✅ ОГЭ и ЕГЭ стали ближе друг к другу — подготовка теперь более последовательная.
💬 Что думаете вы?
Пишите в комментариях:
— Как вам новая формулировка сочинения в ОГЭ?
— Справедливо ли требовать два примера из текста?
— Хватит ли у ваших учеников/детей слов для сочинения?
Давайте обсудим — вместе легче подготовиться к переменам!
Надеюсь, что материал был вам полезен. Всегда рада вашим адекватным и положительным откликам 😊!Не забудьте поставить лайк автору за старания, мне будет приятно, а вам несложно!
А тем, кому хочется покритиковать, желаю побольше позитива и радости от жизни! И спасибо, что читаете!
Подписывайтесь на канал, если еще этого не сделали. Буду радовать вас интересным и полезным контентом. Всем добра!
P.s. Еще больше материалов для подготовки к экзаменам на моем Телеграмм-канале! Буду рада каждому!
#ЕГЭ2026 #ОГЭ2026 #русскийязык #учителя #родители #школа #подготовкакЕГЭ #образование #дзен