Найти в Дзене

«Загадка старой фотографии»

Старинные фотографии умеют хранить молчание. На первый взгляд кажется — всё просто: усадебный дом, сад, экипаж, лица людей. Но за этой видимой
простотой скрываются недосказанность и вопросы, на которые не всегда
легко найти ответ. Чтобы установить, кто именно запечатлён на снимке,
иногда уходят годы: приходится собирать свидетельства по крупицам,
сопоставлять факты, заглядывать в судьбы целых семей. Такой загадкой стала фотография усадьбы Марицыно начала XX века. На ней
изображён дом с мезонином и стоящая перед ним бричка с откидным верхом, в
которой сидят две женщины. На обороте рукой неизвестного сделана
подпись: «Марицыно, дом Натальи Ивановны Вельяшевой». Казалось бы, всё
понятно — одна из женщин хозяйка усадьбы. Однако обращение к истории
Марицына сразу показывает противоречие. Наталье Ивановне Вельяшевой имение никогда не принадлежало. В конце XIX века имением владели супруги Николай Васильевич и Софья Константиновна
Вельяшевы. Они прожили здесь почти полвека, вели хо

Старинные фотографии умеют хранить молчание. На первый взгляд кажется — всё просто: усадебный дом, сад, экипаж, лица людей. Но за этой видимой
простотой скрываются недосказанность и вопросы, на которые не всегда
легко найти ответ. Чтобы установить, кто именно запечатлён на снимке,
иногда уходят годы: приходится собирать свидетельства по крупицам,
сопоставлять факты, заглядывать в судьбы целых семей.

Такой загадкой стала фотография усадьбы Марицыно начала XX века. На ней
изображён дом с мезонином и стоящая перед ним бричка с откидным верхом, в
которой сидят две женщины. На обороте рукой неизвестного сделана
подпись: «Марицыно, дом Натальи Ивановны Вельяшевой». Казалось бы, всё
понятно — одна из женщин хозяйка усадьбы. Однако обращение к истории
Марицына сразу показывает противоречие.

Наталье Ивановне Вельяшевой имение никогда не принадлежало. В конце XIX века имением владели супруги Николай Васильевич и Софья Константиновна
Вельяшевы. Они прожили здесь почти полвека, вели хозяйство спокойно и
размеренно, дожили до глубокой старости и скончались в преклонном
возрасте. Маловероятно, что одна из женщин на фотографии — Софья
Константиновна.

После смерти Софьи Константиновны Вельяшевой имение перешло к её сыну Фёдору Николаевичу, который овдовел и во второй раз женился на Татьяне Петровне Бартеневой — дочери историка и издателя журнала «Русский архив» Петра Ивановича Бартенева.

О браке Татьяны Петровны говорили в шутку, но и с оттенком сочувствия:
«Надо же выйти так замуж — выйти и взять на свою голову семь человек
детей». Именно она становится ключевой фигурой в истории загадочной
фотографии.

В архиве музея сохранились две её фотографии. Одна — копийная, переданная потомком семьи Вульфов Дмитрием Алексеевичем, другая — самой Татьяной Петровной, когда в 1972 году в Москве на Кропоткинской проходила презентация Музея А. С. Пушкина в Берново. Сопоставляя эти снимки с фотографией из Марицына, исследователи предположили: перед нами Татьяна Петровна Бартенева-Вельяшева.

Окончательно подтвердить это удалось благодаря воспоминаниям Н. П. Ахметьевой — правнучки П. И. Бартенева. Она приезжала в эти места в 2000-е годы, работая над книгой «Издатель журнала „Русский архив“ Пётр Иванович
Бартенев, его предки и потомки». Именно её свидетельства позволили
атрибутировать образ на фотографии: молодая женщина в шляпке — это
Татьяна Петровна Бартенева.

Татьяна Петровна известна также как художница. Её кисти принадлежит картина, на которой изображён дом в имении Малинники, где бывал Пушкин. Она была написана ею в 1891 году, когда сама Татьяна Петровна с матерью и сестрой Надеждой проводила лето на даче в Малинниках.

Так одна старая фотография, хранившая молчание более века, постепенно раскрыла свою тайну. Из безымянного изображения с усадебным домом и экипажем выросла живая история семьи, переплетённая с судьбами Бартеневых, Вельяшевых и с пушкинским наследием. И сегодня этот снимок напоминает нам: каждая фотография — не просто картинка, а окно в прошлое, которое открывается лишь тем, кто умеет внимательно вглядываться в его тишину.

Ст. научный сотрудник Музея А. С. Пушкина в Берново - Рыхло Е.Н.