Найти в Дзене

Как мы искали китов на Шантарах: дневник экспедиции Вадима Мамонтова, часть 2

Во второй части заметок Вадима Мамонтова с Шантарских островов — ночь рядом с застрявшим китом, неожиданная «помощь» от федеральных СМИ и фотографии Шантар, которые показали острова совсем другими: яркими, солнечными и почти курортными. Первую часть можно прочитать здесь. Китов было много. Позднее, пересчитывая их с коптерных фотографий, мы насчитали десятки особей. Некоторые просто грациозно проплывали неподалеку, а некоторые, замирая на месте, подолгу ударяли хвостом по поверхности воды. И каждый такой хлопок, словно пушечный выстрел, прокатывался по всей бухте. Восторг, восхищение, слезы радости и осознание того, что те испытания, которые нам достались на пути сюда, — ничтожная цена, которую можно заплатить за такую китовую феерию. И что, случись впредь выбирать маршрут, каждый сделает этот выбор, не задумываясь... Этим переходом с Сахалина мы словно получили прививку от дождя. Теперь он уже не мог загнать нас в палатки. Нас тянуло на берег бухты, чтобы уйти подальше по краю, словн

Во второй части заметок Вадима Мамонтова с Шантарских островов — ночь рядом с застрявшим китом, неожиданная «помощь» от федеральных СМИ и фотографии Шантар, которые показали острова совсем другими: яркими, солнечными и почти курортными. Первую часть можно прочитать здесь.

Китов было много. Позднее, пересчитывая их с коптерных фотографий, мы насчитали десятки особей. Некоторые просто грациозно проплывали неподалеку, а некоторые, замирая на месте, подолгу ударяли хвостом по поверхности воды. И каждый такой хлопок, словно пушечный выстрел, прокатывался по всей бухте. Восторг, восхищение, слезы радости и осознание того, что те испытания, которые нам достались на пути сюда, — ничтожная цена, которую можно заплатить за такую китовую феерию. И что, случись впредь выбирать маршрут, каждый сделает этот выбор, не задумываясь...

-2

Этим переходом с Сахалина мы словно получили прививку от дождя. Теперь он уже не мог загнать нас в палатки. Нас тянуло на берег бухты, чтобы уйти подальше по краю, словно кем-то сложенных гигантских каменных плит, под раскатистые удары китовых хвостов.

-3

Егор Анисимов готовил щи из морской капусты, Саша Гагарин погружал нас в атмосферу своих песен, но дождь уже ничего не мог с этим поделать. Мы знали — «Облака этим летом были особенно хороши».

С первого исполнения в экспедиции Сашей Гагариным этой песни стало понятно, что это про наше путешествие, про китов, туманы, шторм и облака. Тут же был снят клип, практически без дублей — так органически ложилась картинка на музыку и текст. И, конечно, с тех пор этот клип с первых кадров возвращает меня в ощущения той поездки: он весь словно пронизан настроением Шантар.

-4

После нескольких дней в бухте Врангеля мы отправились на северный берег Большого Шантара — крупнейшего острова архипелага. Мы остановились лагерем в месте впадения реки Оленья в Охотское море. Узкая протока, соединяющая широкий разлив устья реки с морем, наполняется лишь в прилив, а в остальное время даже лодки с трудом пробираются в естественную бухту под насмешливыми взглядами тюленей.

Мы встали лагерем на берегу бухты. Темнело. Мы угощались возле костра новыми деликатесами от шеф-повара Zuma, но тут наше внимание привлекли шумные вздохи неподалеку. Выйдя на берег, мы увидели, как в воде кружил небольшой кит, который, видимо, зашел в бухту по большой воде. Сейчас вода отступала, а вместе с ней таяли и шансы кита выбраться в родную стихию. Ужин был забыт. Мы стояли на берегу и смотрели, как сжимаются круги, по которым двигался кит, все больше и больше обнажая свое тело.

Через несколько часов случилось неизбежное: он вынужденно замер, примерно на треть поднимаясь над водой. Уже понимая, что это случится, Сергей Доля начал дозваниваться по спутниковому телефону морским биологам в Москву, чтобы понять, как мы можем помочь в такой ситуации. Они посоветовали по возможности обеспечить полив кита водой, особенно в зоне глаз и дыхала, чтобы исключить высыхание этих участков. Но как это было обеспечить? Ведь зафиксированный на мели кит продолжал предпринимать попытки освободиться — елозил по гальке и время от времени делал взмах хвостом, и каждая такая пощечина, попадись под нее кто-то из вознамерившихся полить его, могла закончиться драматично. Поймав ритм попыток кита освободиться, нам, тем не менее, удавалось время от времени плескать на него из ведра, оставаясь на относительно безопасном расстоянии.

Так прошла ночь до следующего прилива. Но утренний, более слабый, не позволил киту освободиться. И лишь вечерний, более полноводный подъем воды позволил киту найти путь в протоке. И, махнув нам на прощанье хвостом, он отправился к своим сородичам в Охотском море.

А федеральные СМИ наперебой писали, как на помощь киту на специальной технике уже выдвинулись спасатели, а подъехавшие пожарные машины обеспечивают непрерывный полив млекопитающего.
Из брандспойтов. На острове Большой Шантар. В Охотском море...

Воистину «День Радио», если вы смотрели этот спектакль или фильм.

После освободившегося кита был ужин и туман. И то, и другое стало поводом для фотоэкспериментов Дмитрия Чистопрудова. А задержавшийся еще на какое-то время на островах Сергей Доля отснял при ясной погоде целую серию совсем других Шантар — ярких, с разноцветными скалами и спокойным бирюзовым морем. Шантар, которые с тех пор накрепко связаны с китами. Настолько, что даже официальный туристический слоган территории теперь: «Хабаровск — родина китов и самолетов».

А увидеть китов своими глазами можно в нашем путешествии на Шантарские острова. В этом году сезон уже закончился, но оставлять заявки на будущее лето можно уже сейчас.