Найти в Дзене

Как мы искали китов на Шантарах: дневник экспедиции Вадима Мамонтова, часть 1

Шантары размывают все границы: между облаками и туманами, морем и небом. Брошенный взгляд назад вдруг открывает вам картинку волшебного леса, который еще секунду назад казался самым обычным. И вы понимаете, что границу сказочного мира вы уже перешли. Публикуем заметки основателя RussiaDiscovery Вадима Мамонтова из его Телеграм-канала об экспедициях на Шантарские острова. Здесь — первые впечатления, знакомство с суровой природой и сомнения, стоит ли предлагать этот маршрут туристам. Впервые я добрался до Шантар в 2016-м, собрав команду друзей и зная по рассказам нашего партнера, что в некоторые заливы иногда заходят гренландские киты. Но в тот год встретить китов нам так и не довелось: сильные туманы удерживали нас в бухте Онгачан всю неделю. Лишь изредка неподалеку от берега проплывала пара косаток. Нам удавалось только осторожно пробираться в бухты поблизости, чтобы поснимать любопытных морских котиков, которые окружали и заглядывали в лодку, как только мы включали музыку на своей мин
Оглавление

Шантары размывают все границы: между облаками и туманами, морем и небом. Брошенный взгляд назад вдруг открывает вам картинку волшебного леса, который еще секунду назад казался самым обычным. И вы понимаете, что границу сказочного мира вы уже перешли.

Публикуем заметки основателя RussiaDiscovery Вадима Мамонтова из его Телеграм-канала об экспедициях на Шантарские острова. Здесь — первые впечатления, знакомство с суровой природой и сомнения, стоит ли предлагать этот маршрут туристам.

Вадим Мамонтов, основатель RussiaDiscovery
Вадим Мамонтов, основатель RussiaDiscovery

Первая экспедиция (2016)

Впервые я добрался до Шантар в 2016-м, собрав команду друзей и зная по рассказам нашего партнера, что в некоторые заливы иногда заходят гренландские киты. Но в тот год встретить китов нам так и не довелось: сильные туманы удерживали нас в бухте Онгачан всю неделю. Лишь изредка неподалеку от берега проплывала пара косаток. Нам удавалось только осторожно пробираться в бухты поблизости, чтобы поснимать любопытных морских котиков, которые окружали и заглядывали в лодку, как только мы включали музыку на своей миниколонке. Хорошо заходило что-то северное — A-ha, например.

Путь на Шантары неблизкий, не всякий решится преодолеть его, не будучи уверенным во встрече с крупнейшими млекопитающими. Стоило ли ставить в каталог недешевую из-за сложной вертолетной логистики программу, если капризы погоды могут лишить туристов возможности исполнить мечту? Как поступить?

Кстати, этой первой поездке на Шантары я обязан появлению собаки в нашей семье, но это отдельная история.

-3

Вторая экспедиция (2017)

Конечно, ставить программу в каталог с такой неопределенностью по китам было еще преждевременно. Поэтому мы решили предпринять еще одну экспедицию на Шантары, и годом позже, в 2017-м, при поддержке бренда Mamont она состоялась.

Новый маршрут и сильная команда

Для этой поездки мы сознательно запланировали еще более сложный маршрут — решили стартовать не из Хабаровска, а с севера Сахалина. Нам предстояло пройти на двух катамаранах от п. Некрасовка через Сахалинский залив к бухте неподалеку от мыса Врангеля на побережье Охотского моря в районе Шантарских островов.

Команда экспедиции была сформирована как на подбор: блогеры Александр Кондрашов, Руслан Усачев, Сергей Доля, ведущая «Серебряного дождя» Мари Армас, артист Александр Паль, солист группы «Сансара» Саша Гагарин, шеф-фотограф National Geographic Russia Андрей Каменев, шеф-повар ресторана Zuma Егор Анисимов и другие.

Сахалин встретил нас приветливо. Казалось, шорты и солнце станут нашими постоянными спутниками в этой экспедиции. Но как же мы ошибались...

Шторм в Охотском море

Пляжный комфорт Сахалина с горячим песком и палящим солнцем длился ровно сутки. На следующий день, когда мы взяли курс на мыс Врангеля, погода стала стремительно меняться. От былого солнечного безветрия не осталось и следа. Шторм нарастал. По тому, как время от времени мы теряли за гребнем волны наш второй катамаран, можно было предположить, что волны были высотой метра четыре. Волны, ударяясь о борт, рассыпались тысячей брызг и окатывали всех нас с частотой два раза в минуту. Стоит ли говорить, что температура воды в августе в Охотском море — примерно +5°.

Любой неупакованный непромокаемым слоем кусочек одежды немедленно становился проводником морской воды, которая по капиллярам ткани неизбежно просачивалась к самым потаенным местам каждого из нас. Да и само слово «непромокаемый» в таком шторме тоже утрачивало свой смысл. Никакой гортекс не мог сопротивляться давлению встречного (~30 км/ч) потока воздуха, который вдавливал в нашу одежду распыленную до мельчайших капель морскую воду.

Один из моих приятелей, преодолевший дистанцию Iron Man, сказал мне как-то, что любимая поговорка, которую говорит себе триатлет в этой гонке, — это «Never again» — «Никогда больше». Не сомневаюсь, что в тот день, когда казалось, что этот ледяной душ никогда не закончится, многие из нас не раз повторили себе это обещание.

Испытание штормом длилось восемь часов. Сходя на берег в бухте Врангеля, Мари Армас сказала, что по десятибалльной шкале она замерзла на 10. Выходящая за ней Алена уточнила, что оценка явно занижена, и она замерзла на 11 из 10.

И в этот момент мы увидели первых китов.

-4

Первая встреча с десятками китов стала кульминацией нашего перехода через шторм. Но впереди нас ждали новые испытания и истории, в которых драматичность соседствовала с комедией. Продолжение — во второй части.