Найти в Дзене
окно в икону

Восьмой псалом: иллюстрации. Часть вторая

С праздником, уважаемые читатели! Далее в псалме царь Давид разворачивает величественную картину: «Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси: что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския» (Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его: овец, и волов, и всякий скот полевой, птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими). При толковании этих стихов святитель Афанасий Великий возвращается к книге Бытия, её первой главе, в которой описывается т

С праздником, уважаемые читатели! Далее в псалме царь Давид разворачивает величественную картину: «Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси: что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския» (Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его: овец, и волов, и всякий скот полевой, птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими).

При толковании этих стихов святитель Афанасий Великий возвращается к книге Бытия, её первой главе, в которой описывается творение человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). В псалме перечисляются почти те же группы существ, как и в книге Бытия. То есть псалом возвращает нас к творению мира и человека.

В этих двух примерах по-разному отражается эта связь с творением, но можно уверенно сказать, что автор изображения её имеет в виду. В первом случае благословляющая десница, во втором - прямое изображение праотца Адама.

В других случаях это не так очевидно. Например, при изображении некоего человека в псалтири Барберини (первый пример) или царя Давида, молящегося среди животных, и благословляемого Господом в Угличской псалтири (второй пример).

В любом случае сочетание человека, водоёмов и животных отсылает нас к образу рая. Однако в некоторых псалтирях мы видим буквальное отражение строк псалма: овец, и волов, и всякий скот полевой, птиц небесных и рыб морских. Это делает образ просто иллюстрацией, утрачивая глубину святоотеческого толкования. Но какие же они интересные, эти иллюстрации!

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я
буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть
вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной
связи!