Исполнилось 95 лет со дня рождения замечательной комедийной актрисы Надежды Румянцевой (9.09.1930-8.04.2008). И сегодня мы вспоминаем три самых ярких комедии с ее участием:
Неподдающиеся. СССР, 1959. Режиссер Юрий Чулюкин. Сценарист Татьяна Сытина. Актеры: Надежда Румянцева, Юрий Белов, Алексей Кожевников, Валентин Козлов, Вера Карпова, Светлана Харитонова, Виктор Егоров, Юрий Никулин и др. 31,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Юрий Чулюкин (1929–1987) начинал (в игровом кино, так как до 1959 года снимал документальные фильмы) как успешный комедиограф («Неподдающиеся», «Девчата»), и это, на мой взгляд, был лучший период его творчества. Всего он поставил 14 полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Неподдающиеся», «Девчата», «Поговорим, брат…», «И на Тихом океане», «Родины солдат») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Это веселая комедия о том, как комсомольская активистка перевоспитала двух немного расхлябанных, но симпатичных заводских парней-изобретателей. В «Неподдающихся» немало смешных ситуаций и забавных трюков (вроде механизированной комнаты в мужском общежитии). Главные роли играют обаятельные молодые актеры. А немалый зрительский успех фильма объясняется, на мой взгляд, не только стремлением режиссера уйти от скучной назидательности «воспитательных мероприятий», но и отразить «оттепельные» ожидания перемен к лучшему.
Начиная с этого фильма Надежда Румянцева на целое десятилетие стала одной из самых популярных наших комедийных актрис. Из фильма в фильм («Девчата», «Королева бензоколонки», «Крепкий орешек») она играла практически одну и ту же роль: маленькую, наивную, но упрямую и целеустремленную девчонку, которая с обаятельным задором берется за самые трудные дела, и... получает в награду любовь хорошего парня.
Сегодня «Неподдающиеся» смотрятся с особой ностальгией. И жаль, что после «Девчат» Юрий Чулюкин от фильма к фильму стал терять чувство смешного, так и не сумев стать достойным соперником Рязанову и Гайдаю...
Полнометражный дебют Юрия Чулюкина – озорная кинокомедия «Неподдающиеся» – стал поистине триумфальным: зрители выстраивались в очереди за билетами, а ведущие кинокритики страны наперебой хвалили его за талант и чувство юмора (Бауман, 1959; Блейман, 1959; Игнатьева, 1959; Сухаревич, 1959; Туровская, 1959).
К примеру, кинокритик Майя Туровская (1924-2019) писала, что «удивительно приятно увидеть на экране комедию, в которой комедийные положения не выдуманы и не вымучены, а вот так естественно и просто слагаются из повседневности, из всем знакомых дел и забот, из встреч и столкновений обычных людей, а не блуждающих из фильма в фильм кинозвезд. Как приятно, думаете вы, что на экране этот талантливо- озорной и нахальный Толя Гранкин и некинематографически наивная, до слез беспомощная Надюша Берестова (Н. Румянцева)… Все это забавно без затей, остроумно без натуги, и вы уже не раз мысленно обратили свои комплименты к автору сценария Т. Сытиной и режиссеру Ю. Чулюкину. Ведь хорошая комедия это такая желанная гостья на наших экранах! … Фильм доказал, что в современной комедии можно обойтись без банальных трюков, только бы не изменяло авторам чувство живого, естественного» (Туровская, 1959: 79-81).
Зрителям XXI века комедия «Неподдающиеся» продолжает нравиться, что еще раз подтверждает мое мнение, о том, что Юрий Чулюкин после «Девчат» и «Королевской регаты» совершенно напрасно поспешил (почти) расстаться с этим жанром в своем творчестве:
«Самый мой любимый фильм с участием Надежды Румянцевой, Юрия Белова и Алексея Кожевникова. Когда плохое настроение, то всегда его пересматриваю, потому, что он всегда заставляет улыбнуться. Прекрасная Надежда Румянцева, наполнила свою роль обаянием и энергичностью. Доброе, милое и любимое кино» (Елизавета).
«Очень люблю почти все фильмы с участием Румянцевой, но этот – один из самых любимых. И музыка, и герои, и общая атмосфера фильма – все настолько дополняет друг друга, гармонирует – ничего не выбивается из общего ряда, все живет органично и цельно. И смотрится, хоть и не помню – в какой уж раз – на одном дыхании, и смеешься над шутками в очередной раз, и переживаешь за героиню» (Инес).
«Замечательный фильм, одна из моих любимых комедий. Хорошо, что он стал именно комедией, если бы все было всерьез, получился бы шаблонный и уныло назидательный производственный фильм, который бы давно уже забыли. А комедия оказалась бессмертной. Пожалуй, первые два фильма Юрия Чулюкина "Неподдающиеся" и "Девчата" остались лучшими в его режиссерской биографии» (Б. Нежданов).
«Без сомнения, этот фильм ещё одна жемчужина советского кинематографа. А какие замечательные артисты исполняли роли главных героев! Надежда Румянцева – неподражаемая комедийная актриса. Сколько в ней позитива, темперамента, светлой энергии, обаяния! Юрий Белов – это тоже море обаяния. Алексей Кожевников – спокойный, с лучистым взглядом. И наш любимый Юрий Никулин оставил свой след в этой замечательной комедии» (Людмила).
Киновед Александр Федоров
Девчата. СССР, 1962. Режиссер Юрий Чулюкин. Сценарист Борис Бедный (по собственной одноименной повести). Актеры: Надежда Румянцева, Николай Рыбников, Люсьена Овчинникова, Инна Макарова, Светлана Дружинина, Нина Меньшикова, Виктор Байков, Анатолий Адоскин, Михаил Пуговкин, Роман Филиппов и др. 34,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Советская кинопресса отнеслась к «Девчатам» очень тепло.
К примеру, кинокритик Н. Игнатьева (1923-2019) на страницах журнала «Искусство кино» писала, что «у Чулюкина есть ценное качество: он умеет сквозь смешное показать серьезное. Поэтому в его комедии органично возникает в входит в сознание тема женской гордости, человеческого достоинства, уважения людей друг к другу. … И, конечно же, для Н. Румянцевой роль эта – настоящее раздолье. Актриса просто «купается» в ней, вызывая у зрителя и громкий смех, и светлую улыбку, и доброе сочувствие. Не все, как видим, безупречно в «Девчатах». Но поставлен фильм озорно, весело! И привлекательность, художественное обаяние комедии там, где искусством авторов передается обаяние самой жизни, где фильм открывает нам человека – доброго, душевного, по-настоящему красивого» (Игнатьева, 1962: 26-27).
Веселая комедия «Девчата» по сих пор пользуется успехом у кинозрителей, да и многие кинокритики тоже относятся ней с почтением.
К примеру, кинокритик Денис Шлянцев резонно пишет, что «Девчата» — редкий пример универсального семейного фильма, который может прийтись по вкусу даже тем, кто совершенно не испытывает ностальгии по Советскому Союзу, это — редкая, что называется, душевная вещь тонкой выделки, способная сплотить у экранов целые поколения семей, и несмотря на то, что все события происходят на фоне суровой зимы, вызывающая самые теплые чувства» (Шлянцев, 2011).
Кинокритик Альмира Усманова полагает, что «с точки зрения эстетических достоинств, фильм выглядит проблематичным: с одной стороны, кинематографические решения здесь кажутся конвенциональными, вполне традиционными, если не сказать консервативными, и этим он отличается от многих «оттепельных» фильмов, для которых приоритетным в кино являлась в первую очередь «визуальная форма» (при достаточно маргинальной роли сюжета). С другой стороны, главное достоинство фильма Чулюкина — тщательно продуманные диалоги (в которых нет «лишних слов») и крепко сбитый сценарий, в котором есть и производственная линия, и романтическая структура с необходимыми препятствиями на пути к счастливой развязке и кропотливым увязыванием всех «висящих концов». Кстати говоря, сильный сценарий и удачно подобранный актерский ансамбль были идеальными условиями для создания если не сериала, то, как минимум, сиквела, и реализации идеи помешала только трагическая смерть режиссера. … О коррозии принципов пролетарской этики можно получить представление по нескольким эпизодам фильма. Илья Коровин вовсе не выглядит идеальным представителем пролетариата — не потому, что он отлынивает от работы, а потому, что он не вписывается в канонический образ положительного героя — без моральных изъянов, без человеческих слабостей, который был бы готов трудиться во имя идеи и абстрактного светлого будущего. Попивая «Жигулевское» пиво, Илья с друзьями обсуждает новый производственный план — но решающим аргументом в пользу повышения производительности труда выступает вовсе не комсомольский задор, а банальный фактор повышения зарплаты. И в этом смысле, в отличие от заводских рабочих. … Примечательно в этом отношении, что трансформация в общем–то не веселой повести Бориса Бедного, легшей в основу картины, в одну из самых смешных советских кинокомедий происходит за счет того, что из повествования вытесняются (а точнее, переводятся в регистр комического) те противоречия и проблемы оттепельной эпохи, на которые кинематограф, так же как и все советское общество, еще не в состоянии дать вразумительный и прямой ответ: это культура детства, в которой смех оказывается единственно возможной реакцией на то, что пока непонятно и потому удивительно» (Усманова, 2012: 201–207).
А ироничный кинокритик Денис Горелов считает, что в кинематографе 1960–х «уважали женщину, не смотри, что очень маленькая. … тем более что играла Тосю травести Надежда Румянцева, которой вечно доставалось от мужского мира за ее малый рост, малый рост. Неподдающиеся сажали ее на шкаф, рыбаки из «Вольного ветра» дергали за нос, а на бал старались не пускать по малолетству. Новая Золушка кидалась в ответ валенками и подушками, замахивалась поварешкой на загребущие лапы и яростно плясала лезгинку… Такой вот миниатюрной, но решительной особе и следовало учить разуму зарвавшегося гопника с доски почета. Русский феминизм намного и с запасом опередил западный, к тому же не подводя под свою гордость развесистых мужененавистнических теорий. Отсталая евроамериканская общественная мысль доехала до модели «укрощение строптивого» только двадцать лет спустя, вначале 80–х, и страшно возгордилась от собственного прогрессизма. … Комедиограф Чулюкин за каким–то лядом стал снимать кино про гражданскую войну, а грубые сибирские женщины в штанах и мужчины в валенках под галстук переиначили титульную кричалку про огоньки веселых глаз как «лишь мы затянем песню — и все самцы в округе голосами своими поддерживают нас» (Горелов, 2018).
Комедия «Девчата» – одна из самых востребованных лент и сегодня. На портале «Кино–театр.ру», к примеру, опубликовано около пяти тысяч зрительских откликов на эту картину Юрия Чулюкина. В основном, конечно, положительных:
«Это не просто фильм. Это чудо. Пусть немного наивный, пусть немного "советский", но он настоящий. И это единственный фильм (для меня), который я могу смотреть неперечисляемое количество раз. Это фильм – бесплатный психотерапевт» (И. Мушникова).
«Очень люблю этот фильм! Добрый, милый, нежный. Музыка, которая звучит уже в начале фильма, сразу же наполняет душу радостью, придаёт этой истории какое–то особенное очарование. Очень уютным и светлым кажется мне этот фильм. А уж игрой актёров можно без конца восхищаться. Конечно же, вспоминается забавная смешная Тося... Многих актёров уже нет в живых... А фильм живёт, и будет жить. И долго ещё мы будем с радостью смотреть это замечательное кино!» (А. Алексеева).
Киновед Александр Федоров
Королева бензоколонки. СССР, 1962/1963. Режиссеры Алексей Мишурин и Николай Литус. Сценарист Пётр Лубенский. Актеры: Надежда Румянцева, Андрей Сова, Нонна Копержинская, Юрий Белов, Алексей Кожевников, Сергей Блинников, Владимир Белокуров, Павел Винник, Александр Хвыля и др. 34,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Мишурин (1912–1982) поставил всего девять фильмов, но четыре из них – музыкальная комедия «Годы молодые», комедия в стиле чулюкинских «Неподдающихся» и «Девчат» – «Королева бензоколонки», музыкальная мелодрама «Звезда балета» и «политическая» мелодрама «Спасите наши души» вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Николай Литус (1925-2022) за свою творческую карьеру поставил чуть больше дюжины фильмов, но настоящим его хитом стала только «Королева бензоколонки», которую он начинал снимать один, но из-за того, что, вопреки мнению, худсовета, хотел (и стал) снимать в главной роли другую актрису, ему в напарники дали режиссера Алексея Мишурина.
Эта веселая комедия снималась явно на волне успеха фильмов Юрия Чулюкина (1929–1987) «Неподдающиеся» и «Девчата», где главную роль также сыграла Надежда Румянцева (1930–2008).
Советская кинокритика фактически от «Королевы бензоколонки» просто отмахнулась.
К примеру, в рецензии, опубликованной в журнале «Искусство кино» в год выхода этой ленты во всесоюзный прокат, утверждалось, что «в сущности, весь фильм представляет собой нагромождение искусственных трюков и ходовых комедийных масок. А между тем характер-то выбран интересный – живой, острый, темпераментный. … Конечно, есть в этой комедии сцены, сделанные актерски точно и убедительно, но стремление режиссуры смешить во что бы то ни стало, смешить любым способом в конечном счете действует угнетающе. Внутреннее движение в фильме, по сути, отсутствует – связанные довольно примитивным сюжетом, следуют друг за другом эпизоды, в большинстве своем необязательные, надуманные, а то и попросту нелепые. Порой неловко становится за актрису Н. Румянцеву, когда видишь ее «королеву» в шаблонных донельзя ситуациях» (Сухаревич, 1963: 82-83).
В таком же ключе оценил «Королеву бензоколонки» и Рудольф Славский (1912-2007): «Начало этого фильма было многообещающим. Порадовала и новая встреча с теми же тремя актерами, которые полюбились нам еще в «Неподдающихся»: обаятельной Н. Румянцевой, мягким и слегка ироничным Ю. Беловым, умеющим непринужденно прясть комедийную нить, и А. Кожевниковым с его своеобразной, почти эксцентрической манерой игры. По-видимому, они были приглашены не без умысла. Авторы намеревались создать новый вариант той же драматургической ситуации, хотели поведать о благотворном влиянии чистого девичьего сердца на неотесанных парней. Ведь эта самая ситуация имела когда-то такой успех! … Но вся беда в том, что образы в этом фильме вышли не обогащенными, а, напротив, схематичными и примитивными. Досадно было видеть, как одаренную актрису Н. Румянцеву постановщики, в угоду превратно понимаемому комизму, уподобили чуть ли не цирковому рыжему. Вероятно, одно заботило их — только бы выходило почудней! Огромного буффонного фартука до пят им показалось явно недостаточно. Как бы еще попотешней представить Людмилу (так зовут героиню), видимо, гадали они. А что, если ее искусают пчелы? Вот умора будет! Долго, наверное, старались гримеры, делая из девичьего лица некое подобие отражения кривого зеркала. Не остановились постановщики и на этом. «Вымажьте-ка ее еще черным гримом!» — поступило распоряжение. И вот с уродливо распухшим, перепачканным лицом, в несуразном фартуке носится бензозаправщица от конторки к колонке. Увы, товарищи авторы, смеха, на который вы так рассчитывали, не было слышно. Комедия не терпит комикования. … Острые конфликты подменены надуманными водевильными недоразумениями, живые люди — заданной схемой, а юмор и веселость — балаганным паясничанием времен комика Глупышкина» (Славский, 1964).
А в середине 1970-х киновед Иван Корниенко (1910–1975) напомнил читателям своей книги, что «огорчительным был выход на экраны в эти годы ряда слабых комедий на современном материале, лишенных подлинной комедийности и даже примет времени. «Годы молодые», «Королева бензоколонки», «Черноморочка», «Артист из Кохановки», «Повесть о Пташкине» пресса встретила суровой критикой, вновь возобновив разговор о путях развития кинокомедии, о трудностях, встречающихся на пути этого жанра. Некоторые режиссеры пытались протестовать против критики своих неудачных лент, ссылаясь на солидные цифры зрительских посещений. Действительно, отдельные слабые кинокомедии имели большой прокатный успех. Но сведения проката не могут служить единственным фактором, определяющим (качество того или иного фильма. Зритель смотрит и поверхностные кинокомедии, потому что любит этот жанр и всегда с нетерпением ждет встречи с каждой новой комедийной лентой. Но на естественной увлеченности зрителей нельзя спекулировать, нельзя строить оценки фильмов» (Корниенко, 1975: 183–184).
Зато в XXI веке эта комедия «Королева бензоколонки» стала, по сути, культовой – и у зрителей, и у кинокритиков:
Кинокритик Святослав Бакис верно отмечает, что «в этом фильме воспроизведена тройка из популярной комедии Юрия Чулюкина "Неподдающиеся": Румянцева – Белов – Кожевников. … И еще в фильме полно всяких уморительнейших трюков, которые не стану уж перечислять. К тому же артисты все козырные: носатые бородавчатые украинские комики Сова и Яковченко, авантажный Хвыля, матерый Белокуров, сексапильная пампушка Нонна Копержинская… Но не мог же "Советский экран" раскрыть грязную тайну, что "Королева бензоколонки" обошла (по кассовым сборам – А.Ф.) очередной шедевр Герасимова или Бондарчука. Кроме того, сразу же после выхода таких фильмов, как "Годы молодые", "Королева бензоколонки" или какая–нибудь другая идиотская кинокомедия, критики дружно облаивали их за пошлость, безвкусицу и оглупление советского человека. Главный аргумент: эстетический уровень советского зрителя настолько уже возрос, что делать подобные комедии – значит не уважать не только нашу интеллигенцию, но и наших рабочих и крестьян. Как же можно потом сообщить, что рабочие и крестьяне, наоборот, в восторге от этой бяки? … На большие деньги, заработанные для студии Мишуриным и еще парочкой таких же пошляков, народный артист СССР Тимофей Левчук мог широко развернуться в очередной нудной эпохалке про революцию, рабочих, крестьян или партизан. Где теперь его "Киевлянка", "Наследники", "Дума о Ковпаке"? А "Королева бензоколонки" – недавно по ней сделали модернизированный ремейк, "Королеву бензоколонки–2". Но особого успеха фильм не имел, телезрители упорно продолжают смотреть старенькую "Королеву бензоколонки", без номера один» (Бакис, 2011).
Практически в том же ключе пишет о «Королеве бензоколонки» и кинокритик Денис Горелов, утверждая, что «Королева бензоколонки» «поймала золотую волну: комедии добрых улыбок было отпущено еще от силы год–два. Родившись при Хрущеве, кино о том, как кружатся пластинки, сверкают витринки, а девушки–картинки в модных халатиках наконец–то счастливы, что не прошли по конкурсу в театральный, с ним же и отмерло. Уже через год после его отставки Гайдай поставил «Операцию „Ы“», а Рязанов — «Берегись автомобиля», задав стандарты национальной комедии в ее теперешнем виде. … А водевиль о девушке на роликах … даже в итоговой табели советского проката она осталась во второй сотне любимых нацией картин» (Горелов, 2018).
Большинство зрителей в восторге от «Королевы бензоколонки» и сегодня:
«Отличный светлый фильм, в основе которого идея преображения, совершенствования, улучшения окружающей неприглядной действительности. Людям не прожить без красоты – именно в этом смысл поступков главной героини. Румянцева, Кожевников, Белов, Хвыля и другие актёры прекрасны» (Леонид)
«Добрейший фильм, а кто его не любит – это точно люди без чувства юмора. Там Рогнеда Карповна чего только стоит. Половина фильма на ней держится. Да все играли чрезвычайно хорошо. Смотришь и отдыхаешь. Фильм почему–то первый раз смотрел в 1986 году. В зале народа было мало, но все падали со смеху, как будто в первый раз смотрели. … Ну, почему такие фильмы сейчас не хотят или не могут снимать? Кто решил, что народу полезнее смотреть про банки тресты пистолеты и т.д.? А в современных комедиях юмор злой. А может, я сам устарел и не определяю где смеяться» (Балкон).
«С детства обожаю это великолепную кинокомедию. Отличный актёрский состав. Надежда Румянцева, так вообще великолепна в роли Людмилы Добрыйвечер, чудесный саундтрек, прекрасный сценарий, очень много хорошего, а главное жизненного юмора, в принципе здесь показаны все положительные стороны подобной профессии. И сам образ главной героини Людмилы Добрыйвечер получился свойственным, многим молодым девушкам Советского периода, тогда многие мечтали стать балеринами. В общем и целом хочу выразить слова глубокой благодарности всем людям, внесшим свою лепту в создание этого яркого, доброго фильма, фильма на века, который можно с большим наслаждением пересматривать снова и снова» (Дюран).
Но есть и мнения «против»: «Ой, в детстве так любила этот фильм, а вчера решила пересмотреть и такая тоска меня настигла. Одна сплошная реклама автозаправки и пропаганда для молодых девушек идти работать заправщицей. Главная героиня променяла свои мечты на выхлопы, вонючий бензин и глухомань с курами и дальнобойщиками. Даже пожертвовала своей личной жизнью. С другой стороны, не все же фильмы про любовь смотреть, а тут девушка вплотную занялась карьерой, заболела идеей превратить бензоколонку в оазис для мусоровозок с их шоферюгами. Ведь не всем же работать манекенщицами и дикторами» (Катя С.).
Киновед Александр Федоров