Найти в Дзене
Achieve Right Now

Дисклеймер для блогеров: иллюзия защиты от ответственности

В последнее время YouTube-блогеры все чаще размещают в своих видео "дисклеймеры" – своего рода отказ от ответственности за возможные последствия. Давайте разберемся, что это такое и почему он создает лишь иллюзию защищенности. Что такое дисклеймер? Дисклеймер (от англ. disclaimer) – это письменный отказ от ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате действий заявителя или третьих лиц. Под последствиями подразумеваются любые виды ответственности. Дисклеймеры получили широкое распространение в США, где они активно используются и по сей день. Однако, важно понимать, что в США действует англосаксонская правовая система, в отличие от России, относящейся к романо-германской. Дисклеймер в российском законодательстве Российское законодательство требует размещения дисклеймера лишь в строго определенных случаях: Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не предусматривает обязательного размещения дисклеймера при публикации "чувствит

В последнее время YouTube-блогеры все чаще размещают в своих видео "дисклеймеры" – своего рода отказ от ответственности за возможные последствия.

Давайте разберемся, что это такое и почему он создает лишь иллюзию защищенности.

Что такое дисклеймер?

Дисклеймер (от англ. disclaimer) – это письменный отказ от ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате действий заявителя или третьих лиц. Под последствиями подразумеваются любые виды ответственности.

Дисклеймеры получили широкое распространение в США, где они активно используются и по сей день. Однако, важно понимать, что в США действует англосаксонская правовая система, в отличие от России, относящейся к романо-германской.

-2

Дисклеймер в российском законодательстве

Российское законодательство требует размещения дисклеймера лишь в строго определенных случаях:

  • Ограничение просмотра видеоматериалов по возрасту.
  • Трансляция в видео табачной и алкогольной продукции.
  • Реклама БАДов и лекарственных средств (согласно Закону "О рекламе").

Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не предусматривает обязательного размещения дисклеймера при публикации "чувствительного" контента в блогах. Более того, этот закон четко определяет, какая информация запрещена или недопустима к распространению.

Представьте ситуацию: блогер загружает на свой канал экстремистские материалы, добавив дисклеймер "Мнение автора может не совпадать...". Очевидно, это не сработает.

Такой подход противоречит Конституции РФ, которая гласит: "Каждый обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение".

Почему блогеры заблуждаются?

Почему же российские блогеры так уверены в "магической силе" дисклеймера?

Дело в том, что при размещении видео на YouTube блогеры в первую очередь ориентируются на "Правила использования платформы". При монтаже они добавляют дисклеймер, чтобы пройти модерацию. Администраторы платформы проверяют ролики на наличие неприемлемого контента и соответствие требованиям. Отсутствие дисклеймера может привести к отказу в публикации.

Однако, "Правила использования платформы YouTube" адаптированы под англосаксонскую правовую систему (YouTube принадлежит Google LLC, США), где дисклеймер имеет юридическое значение.

Блогеры настолько привыкли к требованиям платформы, что ошибочно полагают, будто дисклеймер будет иметь такую же силу и в российской действительности.

Судебная практика

Уже формируется судебная практика, которая отвергает такой способ ухода от ответственности.

Например, суд не признал дисклеймер "Все сказанное в видеоматериале является личным мнением автора", указав, что "размещение текстовой информации в начале видеоролика (дисклеймер) не означает, что данная информация автоматически определяет характер видеосюжета в целом, имеет значение модальность высказываний в отдельности (отношение автора к информации), при этом, наличие в каком-либо высказывании субъективной оценки само по себе не исключает присутствия в нем утверждений о факте".

Суд также не согласился с тем, что использование отрывков из других видеосюжетов и наличие нескольких героев в ролике автоматически снимают ответственность с автора.

Вывод:

Дисклеймер на YouTube – это, скорее, инструмент для соответствия требованиям платформы, чем реальная защита от юридической ответственности в России. Блогерам следует помнить об этом и тщательно следить за содержанием своих видеоматериалов.

В конечном счете, правовая грамотность и ответственное отношение к своему контенту – гораздо более эффективная защита, чем любой дисклеймер. Блогерам необходимо помнить, что популярность и влияние влекут за собой и ответственность перед обществом и законом.

Подпишись на ТГ-канал , скоро подготовим правовой гайд для блогеров.

С тебя лайк и подписка.