Если после исповеди не ощущаешь, что на душе стало легче, с чем это может быть связано? На этот вопрос ответили священнослужители Димитрий Смирнов и Владимир Пучков.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Этот вопрос обычно волнует женщин. Женщинам очень важно, какие чувства они испытывают. Чувства — это важные и необходимые вещи, но они должны быть на своём месте. У женщин же порой чувства довлеют над разумом.
Когда меня спрашивают, с какими чувствами человек должен отходить от исповеди, мне сразу хочется сказать: «Что значит «должен?» Понятно, что для большинства людей целью исповеди является испытать какие-то чувства. Вот подошла на исповедь, начала что-то рассказывать про мужа, про сына, про маму... Рассказала — и сразу полегчало.
Если выпить какой-нибудь седативной травки, тоже полегчает. Но цель исповеди-то состоит не в этом. Цель исповеди — это покаяние. Что в твоих отношениях с мужем, сыном и мамой было сделано не по-христиански? Исповедь должна это обнажить, чтобы человек изменился. Чтобы начал жить по-другому.
Покаяние — это не чувство. Это благодатное действие, которое с человеком производит Святой Дух. Но чтобы это действие произошло с человеком, нужно искренне сокрушаться о своих грехах.
На исповеди я наблюдаю это кране редко. Я даже уже этого не жду. Просто отбываю повинность. Потому что видно, что покаяния нет. И становится жалко своё время. Потому что такое времяпрепровождение бессмысленно.
Владимир Пучков, протоиерей:
Облегчение, действительно, может быть, вследствие правильной исповеди. Но это вовсе не значит, что исповедь обязательно должна приносить ощутимое облегчение.
Чувства наши бывают обманчивыми. Очень легко перепутать раскаяние с чувством вины, или любовь — со страстью, духовное проявление — с эмоциональными переживаниями.
Путая чувственное с духовным, мы можем легко обмануться. Следствием этого самообмана становится прелесть. Прелесть — это состояние бесовского обольщения, когда чувства принимаются за действие благодати, и вместо духовности в человеке развиваются гордость и самомнение.
Нужно отметить, что чувство облегчения — это всего лишь чувство. А чувства наделены такими особенностями, как страстность, падшесть, причастность ко греху...
Поэтому в своих трудах святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник настоятельно рекомендуют не торопиться доверять своим чувствам. Особенно таким, которые касаются молитв и участия в Таинствах.
Всё, что мы можем считать действиями благодати, является всего лишь плотскими, эмоциональными переживаниями, а иногда и откровенно страстными движениями души. И как с этим нужно поступать? Для этого есть правило: имеющих место не принимать, не имеющих места — не искать.
Таким образом, чувство облегчения не должно становится целью исповеди. Не облегчение является признаком прощения грехов, а искреннее покаяние и желание исправить свою жизнь.
Если человек после исповеди не чувствует облегчение, опасаться этого не стоит. Чувство облегчения и радости может свидетельствовать о прощении грехов, но отсутствие облегчения не значит, что наши грехи Богом не прощены.
Здесь лучше довериться сигналам совести. Если после исповеди мучает совесть, значит, с исповедью было что-то не так. Или утаил какой-то грех, или это была формальная исповедь, или отсутствует желание исправляться, или это была беседа о проблемах, а не раскаяние в грехах...
Какие выводы можно сделать? Если чувство облегчения есть — не стоит на нём зацикливаться, если его нет — не надо искать.
И главное — не ставить в зависимость прощения грехов от нашего душевного состояния.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.