Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Последний хальвет: как Хюррем-султан победила даже старость

В истории любой великой игры наступает момент, когда с доски убраны почти все фигуры, а королева, оставшись в одиночестве, понимает, что главный ее противник — сама игра, а точнее, ее правила и неумолимый ход времени. К середине 1540-х годов Хюррем-султан, бывшая рабыня из Рогатина, достигшая немыслимых высот, оказалась именно в таком положении. Позади были десятилетия беспощадной борьбы, в которой она проявила себя как гениальный и безжалостный стратег. Главные оппоненты, казавшиеся некогда несокрушимыми глыбами, один за другим сошли со сцены. Великий визирь Ибрагим-паша, друг и соратник султана, давно уже нашел свой покой в безымянной могиле. Валиде Хафса-султан, грозная свекровь, упокоилась в своем тюрбе. Главная соперница за сердце падишаха, Махидевран, была сослана в провинцию, а ее сын, блистательный шехзаде Мустафа, чья популярность в народе и армии вызывала дрожь в столице, тоже в свой час замолчал навсегда. Сестры султана, эти вечно интригующие аристократки, были либо выданы з
Оглавление

Золотая клетка на закате: когда враги закончились, а время — нет

В истории любой великой игры наступает момент, когда с доски убраны почти все фигуры, а королева, оставшись в одиночестве, понимает, что главный ее противник — сама игра, а точнее, ее правила и неумолимый ход времени. К середине 1540-х годов Хюррем-султан, бывшая рабыня из Рогатина, достигшая немыслимых высот, оказалась именно в таком положении. Позади были десятилетия беспощадной борьбы, в которой она проявила себя как гениальный и безжалостный стратег. Главные оппоненты, казавшиеся некогда несокрушимыми глыбами, один за другим сошли со сцены. Великий визирь Ибрагим-паша, друг и соратник султана, давно уже нашел свой покой в безымянной могиле. Валиде Хафса-султан, грозная свекровь, упокоилась в своем тюрбе. Главная соперница за сердце падишаха, Махидевран, была сослана в провинцию, а ее сын, блистательный шехзаде Мустафа, чья популярность в народе и армии вызывала дрожь в столице, тоже в свой час замолчал навсегда. Сестры султана, эти вечно интригующие аристократки, были либо выданы замуж и отправлены подальше, либо просто утратили всякое влияние. Хюррем победила. Она стала не просто любимой наложницей, а законной женой, Хасеки, матерью четверых шехзаде и одной султанши. Ее слово было законом в гареме, ее влияние на Сулеймана — безграничным. Казалось бы, можно было наконец выдохнуть и насладиться плодами победы.

Но именно в этот момент триумфа в двери ее роскошных покоев постучался новый, самый страшный враг, которому нельзя было поднести чашу с ядом, опутать сетью клеветы или заставить исчезнуть руками верных слуг. Этим врагом была природа. Хюррем старела. Для женщины, чья власть была построена на красоте и, что куда важнее, на способности рожать султану сыновей, это был смертный приговор. В Османской империи гарем был не столько местом утех, сколько династическим инкубатором. Главная функция женщины рядом с падишахом — продолжение рода. И как только эта функция угасала, женщина, даже если она была законной женой, автоматически теряла свое главное право — право на хальвет, на ночь с повелителем. Для Хюррем это было катастрофой. Потерять доступ в покои Сулеймана означало не просто лишиться его любви и близости. Это означало потерять главный рычаг влияния, тот самый «прямой провод» к ушам и сердцу повелителя, который позволял ей десятилетиями управлять империей из-за резных ширм гарема.

Ее враги, те немногие, кто уцелел и затаился, прекрасно это понимали. Они ждали этого момента, как хищники ждут, когда старый лев ослабеет. И как только стало ясно, что Хюррем больше не может иметь детей, они нанесли удар. Инициативу, как это часто бывало, взяла на себя одна из сестер султана, Фатьма-султан. План был прост и элегантен в своей жестокости: раз Хасеки больше не может выполнять свой династический долг, значит, султану нужна новая, молодая и плодовитая наложница. Это был удар не просто по самолюбию Хюррем, а по всему фундаменту ее власти. Появление в султанской спальне новой фаворитки, которая, не дай бог, еще и родит шехзаде, обнулило бы все ее многолетние усилия. Вся ее уникальность, весь ее эксклюзивный статус законной жены мгновенно превратились бы в пыль. Перед ней во весь рост встала дилемма: либо смириться с унизительной ролью «почетной пенсионерки», либо в последний раз бросить вызов системе, нарушив самое святое правило гарема. И Хюррем, верная себе, выбрала второе.

Последняя роза султана: игра в поддавки

Когда Фатьма-султан и ее союзники подсунули Сулейману молодую и красивую наложницу, они действовали строго по протоколу. Логика была железной: султан — не простой смертный, его ложе не должно пустовать, а династия нуждается в постоянном притоке свежей крови. То, что у него уже было четверо взрослых сыновей от Хюррем, никого не волновало. В Османской империи шехзаде были расходным материалом, и чем их было больше, тем выше были шансы на выживание династии. Хюррем, поставленная перед фактом, оказалась в крайне щекотливом положении. Открыто воспротивиться воле султана и законам гарема она не могла — это было бы самоубийством. Устроить истерику, как в молодости, — бессмысленно и смешно. Она была уже не той юной Роксоланой, а зрелой, пятидесятилетней женщиной, Хасеки-султан, и должна была вести себя соответственно. И она сыграла свою партию с ледяным спокойствием гроссмейстера.

Согласно легенде, отраженной в сериале, она сама выбрала и подготовила для мужа новую девушку, признав таким образом свое поражение перед природой. «Я больше не могу дарить тебе детей, мой повелитель, — якобы сказала она Сулейману, — но твое ложе не должно быть холодным». Это был гениальный ход. Вместо того чтобы бороться с неизбежным, она его возглавила. Она не позволила врагам навязать ей свою игру и свою кандидатку. Она сама стала режиссером этого унизительного для нее спектакля, превратив его в акт высшей преданности и самопожертвования. Она как бы говорила: «Смотрите, я настолько люблю своего султана, что готова пожертвовать своей гордостью ради блага династии». Этим она обезоружила своих противников и в очередной раз продемонстрировала Сулейману, что равных ей в мудрости и любви нет.

Что касается самой наложницы, то ее имя история не сохранила, и это лучше всего говорит о ее реальной роли в этой драме. Она была не личностью, а функцией, инструментом в чужих руках. Скорее всего, таких попыток подсунуть Сулейману новую фаворитку было несколько. Но ни одна из них не увенчалась успехом. Девушка, возможно, и провела несколько ночей в покоях повелителя, но не оставила там и следа. Причин тому было несколько. Во-первых, сам Сулейман. Он был уже немолодым, уставшим от войн и интриг человеком. Его сердце и привычки намертво были связаны с одной-единственной женщиной. Новая, пусть и юная, красавица вряд ли могла пробудить в нем что-то, кроме мимолетного интереса. Он ценил в Хюррем не только любовницу, но и друга, советчика, собеседника — того, с кем можно было разделить бремя власти и поговорить о судьбах мира. Ни одна восемнадцатилетняя девушка не могла заменить ему этого. А во-вторых, сама Хюррем сделала все, чтобы пребывание новой фаворитки во дворце стало невыносимым. Не прибегая к грубому насилию, она, как опытный паук, опутала ее такой сетью интриг, надзора и психологического давления, что девушка, скорее всего, сама была рада исчезнуть из дворца. Хюррем позволила врагам сделать их ход, дала им на мгновение почувствовать вкус победы, а затем спокойно и методично убрала с доски их последнюю фигуру. Эта игра в поддавки была выиграна. Но для окончательной победы нужно было нечто большее. Нужно было изменить сами правила игры.

Осенний падишах: бремя власти и страх одиночества

Чтобы понять, почему Сулейман в итоге пошел на беспрецедентное нарушение вековых традиций ради Хюррем, нужно посмотреть на мир его глазами. К 1550-м годам он был уже не тем блистательным молодым султаном, который в свое время наводил ужас на всю Европу. Это был пожилой, измученный болезнями и тенями прошлого человек. Бесконечные военные походы подорвали его здоровье. Подагра превратила его ноги в источник постоянной боли, заставляя все чаще передвигаться в паланкине. Но физические страдания были ничем по сравнению с душевными муками. Он был самым могущественным монархом мира, но при этом — самым одиноким человеком на земле.

Вся его жизнь прошла под знаком потерь. Он пережил своих родителей. Его лучший друг, Ибрагим-паша, покинул этот мир по его же воле, и эта тень, казалось, до сих пор витала в залах Топкапы. Что еще страшнее, он отдал приказ о завершении земного пути собственного сына, шехзаде Мустафы, став заложником жестокого закона Фатиха, требовавшего устранения всех потенциальных претендентов на трон ради стабильности в государстве. Позже по той же причине оборвалась жизнь и другого его сына, Баязида. Его некогда большая семья таяла на глазах. Дочь Михримах была занята собственными делами и интригами. Из сыновей остались лишь Селим, чья склонность к вину не была секретом, и больной Джихангир, который вскоре тоже покинул этот мир. Вокруг него были только льстецы, чиновники и вечно интригующие визири, каждый из которых преследовал свои цели. Доверять он не мог никому.

Единственным человеком, который прошел с ним через все это, была Хюррем. Она была рядом с ним почти сорок лет. Она знала его еще молодым, полным сил шехзаде в Манисе. Она видела его триумфы и поражения. Она делила с ним радость рождения детей и горечь их потерь. Она была не просто женой и матерью его наследников. Она была его памятью, его совестью, его единственным по-настоящему близким человеком. В этом холодном и жестоком мире власти она была его единственным островком тепла и искренности. По мере того как он старел и слабел, его зависимость от нее только росла. Ему нужна была не юная дева для плотских утех, а родная душа, с которой можно было поговорить на закате дня, поделиться сомнениями, вспомнить прошлое. Мысль о том, что и она когда-нибудь его покинет, приводила его в ужас. Именно это глубокое чувство привязанности, сплетенное из любви, привычки и страха тотального одиночества, и стало той силой, которая позволила сломать вековые устои. Когда Хюррем заболела, Сулейман понял, что время, отпущенное им вместе, истекает. И в этот момент любые законы, любые традиции гарема потеряли для него всякий смысл. Он хотел одного — чтобы она была рядом, каждую минуту, до самого конца. И ради этого он был готов перевернуть мир.

Последний переезд: нарушение незыблемого закона

Вершиной власти Хюррем и апофеозом ее любви с Сулейманом стал ее последний, самый дерзкий и самый немыслимый поступок — переезд в покои султана. Чтобы осознать всю революционность этого шага, нужно понимать, как был устроен быт во дворце Топкапы. Дворец был четко разделен на две части: Эндерун, мужская половина, где жил и работал султан, и Гарем, женская половина. Это были два разных мира, разделенных не просто стеной, а целой системой запретов и ритуалов. Женщины, включая мать, сестер и дочерей султана, жили в гареме. Султан приходил к ним, но они никогда не приходили к нему, за исключением одной-единственной ночи хальвета. Наложница, удостоенная этой чести, шла в покои повелителя по специальному «Золотому пути», а наутро возвращалась обратно в гарем. Ни одна женщина, кем бы она ни была, не имела права оставаться в Эндеруне. Это был незыблемый закон, символ патриархального устройства власти, где мужчина-правитель был отделен от женского мира.

И вот этот закон был разрушен. Когда Хюррем была уже тяжело больна, Сулейман, не желая расставаться с ней ни на минуту, приказал перенести ее вещи в свои собственные покои. Она не просто стала приходить к нему на хальветы, нарушая правило о прекращении интимной жизни после угасания детородной функции. Она поселилась рядом с ним. Ее спальня теперь находилась там, где веками ступала лишь нога мужчины-повелителя и его слуг-евнухов. Это был тектонический сдвиг в османском мироустройстве. Хюррем-султан де-факто перестала быть частью гарема. Она стала соправительницей, женщиной, делящей с султаном не только ложе, но и центр власти. Можно только представить, какой шок и трепет вызвало это событие при дворе. Все недруги Хюррем, все ревнители старых традиций, все, кто шептался за ее спиной, теперь были вынуждены замолчать. Ибо этот приказ отдал сам султан, живой закон и тень Аллаха на земле. Перечить ему было невозможно.

Этот поступок был продиктован, безусловно, глубокой личной привязанностью стареющего падишаха. Он хотел облегчить страдания любимой женщины, быть рядом в ее последние дни. Но, зная Хюррем, нельзя исключать и тонкий политический расчет с ее стороны. Даже умирая, она думала о будущем своих детей и о своем месте в истории. Этот переезд стал ее последним и самым громким заявлением. Она не просто нарушила правило, она создала прецедент. Она показала всем, что любовь и воля султана выше любых законов гарема. Она физически заняла место рядом с троном, то место, которое до нее ни одна женщина в империи и представить себе не могла. Она умирала не как Хасеки, одна из женщин султана, а почти как императрица-консорт, равная своему мужу. Это была ее последняя, самая громкая и безоговорочная победа. Она пришла во дворец бесправной рабыней, а покидала его, разрушив его тысячелетние устои.

Завещание Роксоланы: султанат женщин и вечная любовь

Свои последние дни Хюррем-султан провела там, где и мечтала, — рядом с Сулейманом. Окруженная его заботой и любовью, она угасала в самом сердце Османской империи, в покоях, которые на протяжении веков были запретной территорией для любой женщины. Ее болезнь, по описаниям современников, была тяжелой и мучительной. Но даже в эти последние недели она, скорее всего, не переставала быть политиком. Этот беспрецедентный переезд в покои мужа был не только актом милосердия с его стороны, но и ее последним, самым мощным ходом на шахматной доске власти. Этим она обеспечивала будущее своего сына Селима, демонстрируя всем, что именно ее линия наследования является единственно легитимной, освященной нерушимой любовью падишаха.

Она скончалась 15 апреля 1558 года на руках у своего повелителя. Горе Сулеймана было безграничным. Он, человек, чье прозвище было «Кануни» (Законодатель), нарушил еще одну незыблемую традицию — он не просто оплакивал жену, он погрузился в глубокий, почти годичный траур, отменив все праздники и приемы. Он приказал великому архитектору Мимару Синану построить для своей любимой тюрбе (мавзолей) рядом со своей собственной будущей усыпальницей, на территории мечети Сулеймание. Так они должны были остаться вместе и после смерти. До конца своих дней, а он пережил ее на восемь лет, Сулейман так и не взял себе ни одной новой женщины. Он дописывал стихи, посвященные ей, и часто приходил к ее мавзолю, чтобы поговорить с той, кто была его единственной опорой на протяжении почти сорока лет.

Но главным завещанием Хюррем стало не это. Своей жизнью и особенно своим последним поступком она проломила брешь в стене, разделявшей мужской мир власти и женский мир гарема. Она доказала, что женщина может быть не просто матерью наследников, а полноценным политическим игроком, советником и даже соправителем. После ее смерти этот путь продолжили другие. Ее невестка Нурбану-султан, жена Селима II, а затем и Сафие-султан, жена Мурада III, и многие другие женщины на протяжении следующего столетия будут оказывать огромное влияние на государственные дела. Этот период в истории Османской империи получил название «Кадынлар Султанаты» — «Султанат женщин». И его негласной основательницей была именно она, девушка из далекой и неизвестной Рутении. Она пришла во дворец как вещь, как живой товар, но сумела не просто выжить, а полностью перекроить под себя всю систему. Ее история — это не сказка о любви, хотя любовь, несомненно, была. Это суровая и поучительная сага о том, как несгибаемая воля, острый ум и политическое чутье одной женщины смогли изменить ход истории целой империи. Она победила не только своих врагов. Она победила саму систему, заставив ее играть по своим правилам до самого последнего вздоха.