... но если быть точным, то на 36 или 37, поскольку акустические системы 15АС-315 были у меня то ли в 1988-м, то ли в 1989-м и слушал я их тогда с такой вот системой: электропроигрыватель Орфей - 103, кассетная дека Радиотехника МП-201, усилитель Радиотехника У-101 и эквалайзер Прибой -014. Смотрелось это всё вместе замечательно ибо все компоненты включая АС были в "серебре" да и по дизайну сочетались почти идеально. Но и звучание, как мне тогда казалось, было вполне приличным. Хотя конечно столь компактные АС "вниз" глубоко не "копали".
Но вот что интересно: при столь скромных габаритах они ещё и имели акустическое оформление ЗЯ ("закрытый ящик"). То есть никаких фазоинверторов. Конечно это были не единственные АС подобного форм фактора, побывавшие у меня с середины 80-х до начала 90-х. Были ещё две модели, которые мне тоже нравились как по звучанию, так и по дизайну. А именно 10АС-225 (шли в комплекте с радиолой Кантата-205) и 10АС-231 (штатная акустика электрофона Сонет ЭФ-208, но почти такими же, но с другой маркировкой и некоторыми внутренними отличиями комплектовался и стереокомплекс Ода-102). Однако и "225"-е и " 231"-е, в отличии от "315"-х, имели фазоинвертор. Обо всех перечисленных АС у меня сохранились настолько тёплые воспоминания, что несколько лет назад я посвятил этой теме отдельную статью "15АС-315,10АС-225 и 10АС-231: почти равнобедренный треугольник"(ссылка) и, помимо этого, последний десяток лет мечтал приобрести хоть одни из перечисленных, дабы освежить в памяти те славные воспоминания. Но не просто найти, а найти в отличном техническом и максимально хорошем косметическом состоянии ибо купить потрепанные временем и владельцами экземпляры - вообще не проблема. И вот, наконец, то ли Бог услышал мои молитвы, то ли просто повезло, но колонки 15АС-315 снова у меня спустя столько лет. Технически в идеале, да и внешне на 4+ или 5-. И даже с заводскими пломбами, а это означает что ничьи шаловливые ручки внутрь не лазили.
"Какие же они крохотные" - подумалось мне после того, как я водрузил "315-е" на "Авалоны". Правда последние сами по себе далеко не "Дюймовочки", но даже если сравнивать 15АС-315 с Q-Acoustic 5020, которые я до этого момента считал "малышками", то по внутреннему объёму Q-Acoustic раза в три крупнее и, соответственно, заметно больше по габаритам как в ширину, так и в высоту с глубиной. И естественно что столь же разительные отличия оказались в звучании.
Конечно я понимал что воспоминания - это одно, а текущая реальность - совершенно другое и, соответственно, был готов к разочарованиям и они безусловно случились, но не столь драматичные, как можно было бы предполагать.
Естественно на фоне того, что у меня есть сейчас и того, что было за последние полтора десятка лет, звук "315"-х кажется простеньким: и разрешение средненькое и послезвучия съедаются, да и баса почти нет (А откуда ему взяться в столь скромном объёме? Да и по паспорту АС "играют" от 80 Гц). Но вместе с этим сцену колоночки выстраивают как в ширину, так и в глубину, а вокал передают достаточно натурально, реалистично. И для озвучивания спальни или кабинета их вполне можно использовать. Например с усилителем в классе D (если он конечно с ними справится и это не шутка - заявленная чувствительность АС - 82 Дб). Во всяком случае я на своём усилителе ручку громкости выкручивал до того же положения, на котором слушал АС с чуйкой 89 Дб.
Ну и то, что жанровые предпочтения у данных АС присутствуют, стоит учитывать. Ни БСО, ни хэви-метал на них слушать нет смысла. А вот камерный джаз, вокал, оркестровую эстрадную музыку и т. п. на них не только приятно звучат, но и доставляют определённое удовольствие. Если вы конечно меломан, а не аудиофил. Последним эти АС противопоказаны.
Мне, в процессе прослушивания, подумалось вот о чём: не исключено что 36 лет назад мне звук данных АС нравился благодаря темброблоку усилителя и эквалайзеру присутствующему в стереосистеме. В те времена я не гнушался пользоваться и тем и другим, поскольку записей высокого качества у нас было не так много, да и сама аппаратура порой оставляла желать лучшего. К примеру та же кассетная дека Радиотехника МП-201 - была весьма далека от эталона. Теперь же я слушал эти АС в «линеечке», поскольку темброблока у усилителя нет, как и эквалайзера в системе. Правда записи качественные, но этого не всегда хватает чтобы «вытянуть» звучание.
Конечно во времена СССР цена на эти АС была завышена. 110₽/пара это чуть ли не среднемесячная зарплата. Я тогда покупал как раз за 110. А сейчас думаю: ужас, как дорого, за такой простенький звук. Но зато сейчас цена на них просто смешная. Во всяком случае 3000₽ за "билет в юность" это почти даром. А вы, друзья, как считаете?
И я назад перемахнул,
Почти на сорок лет
Предметы из тех лет вернул,
А впечатления - нет
Увы, но так заведено:
Пойдя в обратный путь,
Не удаётся, как в кино,
Былое вновь вернуть
Вот только живы до сих пор,
Воспоминания в нас,
А это значит: наш костёр,
Пока что не погас.
P. S. Я не стал приводить тех. подробности, касающиеся данных АС, поскольку дал ссылку на публикацию, где все эти моменты озвучены.
Теперь вы, друзья, можете поддержать автора материально. Я всё таки решил подключить опцию "донаты". И если у вас появится желание перевести любую денюжку, то просто нажмите на соответствующий значок внизу статьи. И совершенно неважно какая это будет сумма - пусть даже 50Р. Как говорится: главное не подарок, а внимание.