Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Пустой и более-менее целый: Как выглядит изнутри Покровск, взятый нашими войсками в клещи

Оглавление
   Боец подразделения БПЛА устанавливает антенну на крыше Григорий КУБАТЬЯН
Боец подразделения БПЛА устанавливает антенну на крыше Григорий КУБАТЬЯН

ЛИСТОВАНИЕ ВРАГА

Подразделение БПЛА разведбата группировки «Центр» раскладывается быстро. Хоп! - залетели в руины дома. Два бойца раскрывают ноутбуки в подвале, раскручивают провода, подключают усилители. Другие двое выбираются на разбитую крышу, не обращая внимания на осыпающиеся под ногами кирпичи, и вытягивают антенны.

В лесополосе эти антенны можно было бы замаскировать сеткой, а здесь они похожи на солсберийские шпили — вызывающие и подозрительные. Но противник вряд ли успеет их заметить. Парни находятся на удалении от линии боевого соприкосновения, и завершат работу до того, как их обнаружат.

   Бойцы подразделения готовят оборудование к работе Григорий КУБАТЬЯН
Бойцы подразделения готовят оборудование к работе Григорий КУБАТЬЯН

Сегодня задача бойцов - листование. То есть распространение листовок, предлагающих солдатам ВСУ сдаться и сохранить жизнь. В листовках не обещают ни мягкую постель, ни горячую пищу. Там сказано главное: переходите по ссылке, получите инструкции, вернитесь домой живыми.

   Багай - замполит разведбата группировки Центр Григорий КУБАТЬЯН
Багай - замполит разведбата группировки Центр Григорий КУБАТЬЯН

- И что, действует? - интересуюсь у замполита батальона Георгия Багаева (позывной «Багай»), держа в руке серый прямоугольник листовки.

- Реакцию мы видим, - отвечает замполит. - Когда наш дрон прилетает снова, они машут руками, то есть сдаются. Показывают, что не стреляют, складывают оружие и следуют за нашим «мавиком» (легким дроном. - Ред.).

   В листовках не обещают ни мягкую постель, ни горячую пищу. Там сказано главное Григорий КУБАТЬЯН
В листовках не обещают ни мягкую постель, ни горячую пищу. Там сказано главное Григорий КУБАТЬЯН

«Мавик» покачивается в воздухе — даёт понять, что увидел. И выводит солдата противника безопасным маршрутом в плен. По словам замполита, последний раз такой случай был около месяца назад. А всего на его памяти вывели десятерых. Но даже просто поднятая с земли листовка снижает боеспособность противника, подрывает дух, сеет сомнение.

Дроны сбрасывают листовки, а ветер разносит их над вражескими опорниками, над дорогами и поселками. За один вылет — 100 листовок, в день таких вылетов может быть несколько.

ПРЯНИК БЕЗ КНУТА НЕ РАБОТАЕТ

Бойцы разведбата следят за противником, слушают радиоперехваты. И знают, когда у него проблемы с подвозом воды, боеприпасов, с ротацией и эвакуацией. Чем сильнее проблемы, тем больше причин сдаться.

Многие украинские солдаты не хотят воевать, устали или с самого начала были доставлены на передовую насильно. Они бы и рады сложить оружие, но командиры не разрешают. Увидят, что человек уходит на нашу сторону, и стараются его убить. Поэтому инструкции разъясняют, как сдаться максимально безопасно.

Листовка двухсторонняя, чтобы, упав на любой бок, привлекла внимание.

- А если не сработает?

- Пряник без кнута и не работает. Если враг не сдается, то подвергается огневому воздействию.

Речь не только об артиллерии. За «мавиками» - наблюдателями вылетает эскадрилья FPV-камикадзе с боеприпасами. После налёта противник внимательнее присматривается к листовкам.

В батальоне их раскидывают уже год — и, как видим, вполне результативно. Противник тоже пытался скидывать листовки на наши позиции. Но сейчас такого уже не бывает. Бесполезно предлагать сдаться бойцам наступающей армии.

Отличить по звуку и внешнему виду «мавик» и FPV несложно. Первый может сохранить жизнь, второй отнять.

Тррр! – высоко в небе летит дрон.

- Наш, не наш? - спрашиваю я, в зависимости от ответа готовый бежать в укрытие.

- Геранька. Это наш, - благодушно щурит глаза один из бойцов.

   Оператор дрона работает из подвала разрушенного здания Григорий КУБАТЬЯН
Оператор дрона работает из подвала разрушенного здания Григорий КУБАТЬЯН

ОСТАЛОСЬ ПОДБИТЬ ВЕРТОЛЕТ

На Красноармейском (Покровском) направлении в воздухе идёт настоящая война дронов — врезаются друг в друга, сбрасывают сетки-ловушки. Стараются очистить небо от летательных аппаратов противника, чтобы потом работать по наземным целям.

Заряды для боевых дронов готовит Тимур Артемов, позывной «Покемон». Он мобилизованный из Новосибирска, воюет с 2022 года. Заряды бывают разные - осколочные, кумулятивные, термобарические. Штатные и изготовленные самостоятельно. Весом от 1 до 3,5 килограмм.

   Сапер с позывным Покемон с боевым дроном в руках Григорий КУБАТЬЯН
Сапер с позывным Покемон с боевым дроном в руках Григорий КУБАТЬЯН

- Бывало так: сбросили листовки, не помогло. Сбросили снаряды, помогло. Люди начали выходить, - говорит Тимур.

Его расчет запускает дроны из разных мест, чтобы запутать противника. Иной раз приходится прятаться. Свой дрон в небе или чужой - на нём не написано. Если запускал не ты, лучше поберечься. Однажды Тимур еле успел заскочить внутрь, когда дрон ударил в угол здания. Всё обошлось. Но именно поэтому сапёр держит боеприпасы подальше от места, где разложил аппаратуру оператор.

Тимур точно не помнит, сколько целей было поражено его снарядами. Много! Самая первая — вражеская БМП-2 в 2023 году. Работали по технике, опорникам, расчетам FPV. Однажды добили фугасом немецкий «Леопард».

- Самое сложное - изготовить снаряд, - объясняет Тимур. - Малейшее неправильное движение, произойдёт взрыв, и всё - меня не станет. Ответственная работа.

Вместе с Тимуром работает оператор дрона ефрейтор Юрий Фомин, позывной «Француз». Во время своего первого боевого выхода в 2024-м году под Николаевкой на них шли сразу три танка противника. Два из них удалось сжечь. А третий развернулся и удрал.

   Оператор дронов с позывным Француз сбивал любую технику кроме вертолетов Григорий КУБАТЬЯН
Оператор дронов с позывным Француз сбивал любую технику кроме вертолетов Григорий КУБАТЬЯН

В день ефрейтор Фомин совершает до 10 боевых вылетов. Из них, по его расчетам, 7 эффективных. Сбивал любую вражескую технику, кроме вертолётов. Теперь мечтает подбить вертолёт, но их у противника мало.

- Есть игра «морской бой». В случае попадания бывает два результата - «ранил» или «убил». Как ты понимаешь, ранил ты противника или убил?

- У наших снарядов 3,5 кг боевая часть - это много. Когда в цель попадаешь, скорее всего «убил». Мы эти снаряды «дубовыми» называем. От них здания складываются.

ИЗ-ЗА СОЖЖЕННЫХ МАШИН НЕ ПРОЕХАТЬ

3,5 кг - максимальный вес, который может нести FPV-дрон. Бывает нужно бойцам передать воду и тушенку, а «мавик» столько взять не может - есть риск, что не вернется. Тогда отправляют дешевый FPV. Он летит в один конец, но вместо снаряда несет припасы. То-то парни радуются, когда в их блиндаж влетает дрон, а на нем… тушенка.

Для хорошего оператора дрона плохая погода не помеха. Летают и в туман. Главное - замечать ориентиры. Обычная высота полета 50-100 метров. Благодаря усилителям, оператор может работать даже за 40 км от боевой цели.

   Бойцы подразделения БПЛА устанавливают антенны Григорий КУБАТЬЯН
Бойцы подразделения БПЛА устанавливают антенны Григорий КУБАТЬЯН

Юрий рассказывает, что спокойно залетает в Красноармейск (Покровск) и летает по нему, разыскивая военные цели.

- Как сейчас город выглядит?

- Практически пустой. Более или менее целый. Несколько зданий разрушено. Частный сектор почти не тронут. Только окраины разбиты.

Сейчас Покровск охватывают кольцом. Противнику остается всё меньше путей, по которым можно попасть в город или выехать из него. Оставшиеся дороги непроходимы из-за сожженной техники. Её приходится сталкивать на обочину, чтобы проехать. Но через день-два подъездные пути снова заблокированы.

- Я видел ролики, на которых украинцы обтягивали дороги сетями, пытаясь защититься от наших дронов…

- Это обычные рыболовные сети. В них несложно найти или сделать дыру, чтобы залететь внутрь. А если залетел, машина в ловушке, никуда не денется.

Однажды Юрий увидел на улице Покровска человека. У FPV-дрона не очень хорошая камера, поэтому подлетел ближе. А человек начал махать рукой, дескать, он не военный. «Ну, не военный, тогда иди,» - решил Юрий, и отпустил человека. Часто бывает, что украинские солдаты переодеваются в гражданскую одежду. Но не бить же из-за этого по гражданским!

Активные бои продолжаются, и всё большее число украинских военных машет руками, заметив наш дрон. У них есть шанс сохранить себе жизнь, и, даст Бог, они им воспользуются.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жители Авдеевки благодарят Господа за жизнь и радуются возможности печь пирожки: как разрушенный город пытается воскреснуть

Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

Автор: Григорий КУБАТЬЯН