Der Spiegel | Германия
Немецкий фонд SVIK трещит по швам: финансовые маневры правительства Мерца не могут спасти экономику, пишет Spiegel. Вместо того, чтобы пытаться заткнуть дыры в бюджете, Берлин занимается профанацией и полностью дискредитирует себя.
Дэвид Бекин
Японцы высоко оценили речь Путина: стало ясно, что у кое-кого просто "нет мозгов"
Финальный рывок к принятию нового бюджета начинается в бундестаге, а вместе с ним и высокие задолженности по военным расходам и инфраструктуре. Эксперты сомневаются в их эффективности и правомерности. Это навевает воспоминания о падении коалиционного правительства.
В первые месяцы совместного правления черно-красная коалиция уже несколько раз демонстрировала глубокие разногласия. Но в одном вопросе партии-участницы коалиции едины: они ни в коем случае не хотят закончить так же, как их предшественники.
Тем более критично ХДС и СДПГ должны относиться к вопросу, который в конечном итоге привел к распаду "светофорной" коалиции и который на этой неделе вновь занимает бундестаг: бюджет.
Коалиция бывшего канцлера Олафа Шольца с самого начала страдала от того, что его СДПГ и "Зеленые" хотели тратить больше денег, в то время как СвДП настаивала на ограничении долга. Противоречия окончательно обострились после того, как федеральный конституционный суд запретил откладывать средства, выделенные на борьбу с коронавирусом, в фонде климата и трансформации (KTF), в результате чего коалиция в одночасье лишилась 60 миллиардов евро.
Научилось ли правительство канцлера Фридриха Мерца (ХДС) на этих ошибках?
На первый взгляд, кажется, что да. Во-первых, сейчас есть регулярный бюджет, последние детали которого обсуждаются в четверг на так называемом корректировочном заседании бюджетного комитета бундестага. При этом часто речь идет о нескольких миллиардах.
Запад испугался Китая и решил переписать историю Второй мировой войны. Си в ярости
Однако эти суммы выглядят почти скромными по сравнению с дополнительными финансовыми возможностями, которые создало для себя правительство: расходы на оборону, превышающие 1% ВВП, в будущем больше не будут подпадать под ограничения по долгу благодаря так называемому исключению по секторам и, таким образом, могут быть значительно увеличены. Кроме того, правительство намерено создать новый долговой фонд: через специальный фонд инфраструктуры и климатической нейтральности (SVIK) планируется инвестировать в общей сложности 500 миллиардов евро.
Несмотря на рекордные расходы, новое правительство также не может не беспокоиться о бюджете. Вокруг регулярного бюджета продолжаются споры о распределении средств, о чем недавно свидетельствовали дополнительные требования нескольких министерств к федеральному министру финансов Ларсу Клингбайлю (СДПГ). А в отношении дополнительных запланированных инвестиций возникает вопрос о том, насколько надежны выбранные для этого структуры.
Этот вопрос также беспокоит бюджетных специалистов парламента. На прошлой неделе они пригласили экспертов на слушания по поводу специального фонда и так называемого закона о сопровождении бюджета в свой комитет. Эксперты вынесли "разгромный вердикт", — так подытожил результаты спикер по бюджетной политике партии "Зеленые" Себастьян Шефер. "Закон о создании специального фонда для инфраструктуры и климатической нейтральности является рискованным с точки зрения конституционного права и крайне сомнительным с точки зрения его эффективности".
Судьба Украины решилась в Китае. Саммит ШОС лишил Запад надежд на сохранение прежнего миропорядка
Можно было бы отмахнуться от оценки Шефера как от ожидаемого заявления оппозиционного политика, который из принципа отвергает все, что делает правительство. Однако партия "Зеленые" в принципе поддерживает инвестиционные планы — только благодаря ее поддержке Мерц смог запустить специальный фонд еще до формирования нового парламента. Что еще более примечательно: даже эксперты, назначенные правящими партиями для участия в слушаниях, в некоторых случаях жестко критиковали эти планы.
Сомнения по поводу квоты
Особенно спорным является вопрос о том, будут ли из специального фонда действительно финансироваться дополнительные капиталовложения. Чтобы это гарантировать, средства из фонда должны быть использованы только после того, как инвестиции в основном бюджете достигнут доли в 10%.
Однако, по мнению назначенного фракцией ХДС/ХСС экономиста Дезире И. Кристофзик, эта квота "систематически завышена": так, инвестиции, подпадающие под исключение для расходов на оборону, вычитаются из знаменателя квоты, но не из числителя. Если скорректировать этот эффект, то, по словам Кристофзик, коэффициент инвестиций снизится до примерно 9,6%, что сделает использование специального фонда недопустимым. Кристофзик и эксперт Кристиан Окснер, также назначенный фракцией, подвергли критике тот факт, что критерий так называемой дополнительности не применяется к каждым 100 миллиардам евро, которые должны поступать из специального фонда в KTF и федеральные земли.
Враг даже не сунется: русские сжали железный кулак в Заполярье. Бум-бум будет больно
Большая часть средств SVIK предназначается для транспортной инфраструктуры, в частности, значительные средства должны быть направлены на давно запущенную железнодорожную сеть. Однако на самом деле средства фонда будут расти лишь примерно на 5 млрд евро в год, критически отметил Кристиан Беттгер, еще один эксперт, назначенный ХДС/ХСС. Большая часть средств, около 70 миллиардов евро, будет просто перенесена из основного бюджета в специальный фонд. Таким образом, существует опасность, что по истечении двенадцатилетнего срока действия SVIK эти средства не вернутся в основной бюджет.
Диета только за завтраком?
Особенно тревожным с точки зрения коалиции может быть то, что эксперты выражают сомнения не только в эффективности новых конструкций, но и в их допустимости. Так, Филиппа Зигл-Глокнер, основательница аналитического центра Dezernat Zukunft и член СДПГ, заявила, что новый долг, допустимый в рамках ограничения роста долга, по-прежнему зависит от экономической ситуации. Однако большая часть нового долга обходит ограничения на заимствования благодаря исключениям для отдельных секторов и специальным фондам. "Это все равно что на завтраке тщательно следить за калориями, чтобы контролировать свою диету, а потом в течение остальной части дня есть все, что тебе подают".
Кроме того, несколько экспертов выразили сомнение в том, что фонд SVIK оправдывает свое название и действительно способствует защите климата. Себастьян Дуллин, эксперт, назначенный СДПГ, глава института макроэкономики и конъюнктурных исследований (IMK), близкого к профсоюзам, указал, что с помощью ассигнований фонда SVIK в фонд KTF также планируется финансировать субсидии на газ. При этом они "никак не способствуют" снижению выбросов углекислого газа.
Еще одно нецелевое использование KTF уже попало в заголовки новостей на прошлой неделе: именно из климатического фонда в среднесрочной перспективе могут финансироваться выплаты, которые Германия должна произвести из-за невыполнения целей в области климата. В этом случае не хватит средств для инвестиций в борьбу с климатическими изменениями, для чего KTF и был создан.
Неужели в конце концов "черно-красные" споткнутся именно о сомнительные маневры с KTF? Тогда коалиция действительно повторила бы те же ошибки "светофорной" коалиции, которых она так хотела избежать.