Воложин — районный центр в Минской области. Маленький городишко с населением около 11 000 человек. Сюда нас пригласила турфирма Ювента Марина. Казалось, каких чудес можно ожидать в таком "медвежьем углу"? А вот ещё каких! Здравствуйте.
В 5 км от города берёт начало река Воложинка. Она, по-видимому, дала название поселению. Происхождение её названия имеет разночтения. Энциклопедия природы Беларуси под редакцией И. П. Шамякина называет корнем угро-финское слово valg, valkea, что переводится как "белый, светлый".
Белорусский географ, ономаст, который создал топонимическую школу Беларуси Вадим Андреевич Жучкевич, выводит название Воложина от фамилии Валога (человек, живущий в болотистой местности). Он считает, что имя речки Воложинки происходит от названия этого селения. Есть несколько легенд, объясняющих появление наименования “Воложин”.
1. Давным-давно жил здесь сильный и добрый парень Янка. Никогда он никому не отказывал в помощи. За силу прозвали его Волатом (богатырём). Женился Янка, но молодая жена заболела и не дожила даже до годовщины свадьбы. От горя Янка ненадолго пережил любимую. Вскоре люди заметили, что травы на холме, где жил Янка-Волат, стали целебными. Считали, что это место вообще приносит счастье. О нём так и говорили: "Холм, где “Волат жил”. Из сочетания слов и появилось название ВОЛОЖИН.
2. Другая версия не столь поэтична. Некогда погонщики волов останавливались у реки отдохнуть и напоить животных. Когда пора было двигаться дальше, кричали: “Волы, жень!” “Жень” значит “идти”. Слова слились и получился ВОЛОЖИН.
Впервые Воложин упоминается в хрониках крестоносцев XIV века. Позже появляются сведения о владении городом с 1407 года великим князем Витовтом. От него Воложин перешёл к младшему брату Владислава II Ягайло — Свидригайло. Поселение многократно меняло владельцев. Среди них род Монвидов, Гаштольдов, Радзивиллы, Чарторыйские, Тышкевичи.
В 1803 году граф Юзеф Игнат Тышкевич купил Воложин за 100 тыс. злотых. С тех пор город начинает расти. На возвышенности, с которой открывается прекрасный вид, возвели дворцово-парковый комплекс в классическом стиле. Место выбрано продумано: некогда здесь было воложинское замчище. Общий вид постройки в целом характерен для усадеб на территории Беларуси. Три здания расположены буквой "П".
В центре построена оранжерея. Здание образуют 3 крыла. Два из них, фланкированные небольшими пристройками, симметрично обрмляют центральный фасад, увенчанный куполом. Третье, продолжает центральную часть сооружения. Раньше купол был стеклянным и здесь выращивали пальмы, экзотические фрукты.
Прямоугольные окна первого яруса отделаны строгими сандриками. Второй этаж выглядит совсем аскетично. Только арочная дверь, простые пилястры, поддерживающие молчаливый фриз, и сухарики под карнизом оживляют сдержанность фасада.
Через дорогу перпендикулярно оранжерее расположены дворец и флигель. Они, как в зеркало, смотрят друг на друга, любуясь повторяющейся величавостью.
Фланги главного фасада соответствуют оранжерее. Только вместо первого этажа здесь вырисовывается цокольный. Через него по широкому пандусу скользит вверх лестничный марш навстречу к сдержанному портику, который опирается на 4 колонны тосканского ордера. Фронтон обрамляют линии сухариков.
Флигель почти не отличается от дворца. Только его окна чуть повыше. К сожалению, в обоих зданиях сейчас не музеи. Они принадлежат силовикам.
При Юзефе Тышкевиче началось строительство костела Св. Иосифа. В ХІХ веке поэт и краевед Людвик Владислав Сырокомля написал о нём:
Над приземистым местечком, которое, кажется, пало на колени перед величием костела, светят чудесные «муры» храма. Эта святыня во вкусе ХVІІІ столетия, когда карандашом архитектора руководила не набожность, а увлечение греческой красотой.
Рустовый фундамент костёла из валунов врезается в склон холма. На главном фасаде в четырёх нишах раньше стояли скульптуры евангелистов. Время их не пощадило. Классический портик вторит ансамблю Тышкевичей. Только фронтон осенён всевидящим оком.
Рядом с храмом рефреном стоит брама-колокольня. Нам повезло услышать её дивный перезвон. Под хорами находилась усыпальница рода Тышкевичей. В ней покоился прах и Иосифа Тышкевича. В 1866 году храм передали православным. Останки Тышкевичей перезахоронили. Когда Воложин оказался в Польше, церковь вернули католикам. После Отечественной войны в храме устроили склад, потом цех по производству железобетона. Только в 1960 году костёл вернули верующим.
Из храма выходим на широкую, ухоженную площадь Свободы. Раньше это была Торговая площадь. Об этом напоминает мурал на стене одного из зданий.
Вообще бросилось в глаза: здесь нет тоскливых глухих стен. Все они украшены муралами с изображением достопримечательностей или жителей города.
В XIX веке половину населения Воложина составляли евреи, в основном ремесленники. Перед нами школа равинов, иешива, открытая в 1803 году.
Из неё выходили самые известные равины мира. Ученики получали стипендию, деньги на которую собирала вся еврейская община. Но когда кроме изучения торы в программу добавили светские науки, уровень выпускников снизился. В конце XIX века иешива закрылась. Но вскоре открылась снова. Последние ученики были расстреляны фашистами. Теперь здесь еврейский музей.
Проехать мимо церкви Константина и Елены просто невозможно. Деревянный храм построен в 1866 году. Он сочетает неорусский стиль с чертами народной архитектуры.
Внутри церковь не менее красива, чем снаружи.
Запах дерева умиротворяет, а резьба похожа на кружева.
Ювента Марина привезла нас на сыроварню. Это современная, но не менее интересная достопримечательность района в деревне Полочаны. Здесь работает всего 14 человек.
Нас долго упаковывали в защитные костюмы. Защищали не нас, а сыры. Мы увидели и услышали секреты крафтового производства сыров. Прогулялись по камере созревания. Этот процесс происходит естественным путём, но очень важно поддерживать нужную температуру, производить другие операции ухода за сыром. А потом готовили Моцареллу.
Дальше был праздник живота. На сыроварне делают сыры их коровьего, овечьего и козьего молока. 10 твёрдых сортов и с белой, зелёной и голубой плесенью. Твёрдые сыры выдерживают 3-24 месяца. И мы их пробовали. А ещё конфеты с сырной начинкой. ВКУСНО! Меня покорили козьи сыры.
Нам понравилось всё в этой экскурсии. И чистый, ухоженный Воложин, бережно хранящий свою историю. И завод Грандмилк, основатели которого учились в Италии и соединили их традиции со своей фантазией.
Теперь мы направились в Ивенец. Не пропускайте публикации и делитесь впечатлениями.
Вас заинтересуют и другие путешествия по Беларуси. До встречи.