В прошлом году я вместе с друзьями решил отправиться в короткое, но насыщенное путешествие по Дагестану. Стандартную идею взять экскурсионный тур мы сразу отбросили: хотелось свободы, импровизации и, конечно, полной автономии на дорогах. Поэтому после прилета на следующий же день арендовали ярко-красную Ладу Гранту. Это стало нашим билетом к свободе и открытию республики без ограничений - на колесах можно было исследовать города, аулы, природные красоты и остановиться в любом месте, которое вдохновляло.
Подписывайся на мой телеграмм, где я публикую не только актуальный контент, но и видео.
Первый "сигнал"
Первую поездку по городу мы совершили на такси, вызвав машину через онлайн-сервис. Таксист оказался разговорчивым, рассказывал, какие маршруты лучше выбирать, что и где посмотреть. Узнав, что мы планируем взять машину, он тут же принялся настойчиво убеждать нас отказаться от этой затеи. Мол, ребята, вы не представляете себе местное движение - это не Москва и не Новосибирск, и даже не Ростов. Здесь всё иначе, свои правила дорожного движения, и если хочется остаться живыми и целыми, катайтесь на такси.
Улыбнулись, кивнули и не поверили, что тут настолько всё плохо с соблюдением правил дорожного движения.
Первая поездка: ниспровержение идеалов
Честно говоря, настрой был у нас именно такой: "Я всё видел, меня не удивить". За рулём я давно, к городскому трафику свыкся ещё в родном Новосибирске, в Москве и других регионах, а междугородные переезды давно стали частью моих частых путешествий по России. Но уже через десять минут за рулём Лады Гранты на улицах Махачкалы я понял, что все мои представления о ПДД придётся временно отложить в дальний ящик.
Я не могу назвать себя аккуратным и педантичным водителем, собственно именно поэтому я и почувствовал тут себя как рыба в воде. Но скорее не потому, что был к этому подготовлен, а потому, что обстановка на дороге требует мгновенного, интуитивного принятия решений, оперативной реакции и понимания логики других участников движения, а не пунктуального соблюдения пунктов ПДД.
Перекличка клаксонов
Если вы когда-либо были в Махачкале, вы точно запомните этот симфонический оркестр сигналов. Каждый второй водитель жмёт на клаксон не потому, что случилось нечто аварийное, а просто чтобы выразить настроение или предупредить о своём намерении вскочить в чужую полосу или проскочить через перекресток на красный цвет. Сигнал тут - продолжение поворотника, а иногда и его замена!
К слову, я терпеть не могу, когда люди используют сигнал не по его прямому назначению (для предотвращения ДТП). В Сибири сигнал используется крайне редко, что нельзя сказать о Дагестане и даже Москве, где особо суетливые водители тоже любят погудеть.
На перекрёстках в других регионах России среднестатистический водитель будет ждать зелёного сигнала светофора, четко держаться разметки, включать поворотники и т.д. А в Махачкале этот стиль приводит к резким сигналам и к недоумённым взглядам: "Чего ты стоишь?" Потому что движение тут живое, гибкое, местами даже хаотичное. Но именно к этой "каше" привыкаешь за считанные минуты: смотришь не на знаки и светофоры, а на глаза и манеру езды водителя напротив.
Кто первый, тот и прав
На маршруте Махачкала - Гуниб - Дербент мы со всей компанией быстро научились: самый главный закон движения - у кого крепче нервы и можно ли "читать" мысли соседа по потоку. Принцип "кто первый, тот и прав" здесь работает с абсолютной точностью.
Причём опыт и внимательность, которые нарабатываются годами, тут не бесполезны - наоборот, они становятся твоей подушкой безопасности. Но упрямое следование правилам бесполезно: если тебе уступили, нужно ехать; если ты видишь, что кто-то начинает перестроение, лучше заранее притормозить или пропустить. Перемещаясь по городским улицам, ты как будто оказываешься на гонках - где побеждает не максимальная скорость, а умение предугадывать манёвры других и не теряться в толпе желающих объехать пробку "по встречке".
Одни тормозят - другие "тормозят"
Особое искусство - торможение и разгон. Допустим, где-то на трассе внезапно пробка из-за придорожного рынка: кто-то резко сбрасывает скорость, а кто-то, напротив, лихо выезжает на обочину и обгоняет всю колонну по "резервной полосе" фактически между арбузами и клубникой. В этот момент спасает только постоянное наблюдение за окружающими: не ради правил, а ради жизни, безопасности и нужной скорости.
В ощущении общего потока
И вот что удивительно: первые минут десять ты всё ещё цепляешься за инструкции из автошколы, но потом полностью растворяешься в нелогичной, аномальной, но при этом живой схеме движения. Перестаёшь нервничать, плавно вливаешься в местный ритм. Чувствуешь не разметку под колёсами, а напряжение дороги - кто "рвёт" с боковых улиц, кто нервно сигналит, а кто, наоборот, даст проехать.
Я начал доверять не разметке и знакам, а своему чутью и внимательному "чтению" поведения других водителей. Это как игра в шахматы на скорости: угадывай ходы, подмечай взгляды, ловко обходи манёвры нерадивых и осторожных.
Дорога на Гуниб - полная импровизация
На знаменитой серпантинной трассе из Махачкалы к горному Гунибу ситуация обостряется: узкая дорога, много неожиданных поворотов и встречных машин, иногда параллельно движутся три ряда - хотя дорога явно рассчитана на одну полосу в каждую сторону с разделением сплошной линией разметки. В этих условиях правила перестают иметь смысл, актуален только здравый анализ ситуации и постоянное наблюдение за поводками руля других машин.
На одном особенно крутого повороте местный водитель даже замахал рукой, мол "давай, езжай первым", хотя по правилам я должен был бы остановиться. Где ещё встретишь такой стиль и взаимопонимание, основанное НЕ на правилах.
Почему забываешь о правилах?
Отвечаю честно: просто потому, что они в существующем виде не работают. Они как опорный инструмент для москвича или петербуржца, но в условиях дагестанских дорог реальную безопасность гарантирует только гибкость, отзывчивость и, главное, понимание, что все здесь немного участвуют в общем "танце". Рефлексы "включаются" быстрее, чем успеваешь вспомнить пункты ПДД.
Знаете, что интересно? Вернувшись домой, я быстро переадаптировался к привычным правилам. Оказывается, водительская натура намного пластичнее, чем кажется. Но навыки, приобретённые в Дагестане, остались - стал более внимательным, быстрее реагирую, лучше прогнозирую манёвры других даже в будничной суете новосибирских перекрёстков.
Заключение
Путешествие по Дагестану - это не только красота гор и море впечатлений, но и драйв самых необычных дорог в России. Только здесь я понял, как можно за десять минут "забыть" обо всех правилах движения - и остаться при этом живым, весёлым и, главное, довольным жизнью.
Мой совет для тех, кто поедет путешествовать по Дагестану на авто: не пытайтесь игнорировать привычки местных за рулём. Всё равно не забывайте правила дорожного движения, но и обязательно почувствуйте дорогу, прочувствуйте ритм города и улыбнитесь встречным взглядам. Потому что главные правила тут - смотреть в оба, доверять чутью, уважать друг друга и всегда быть чуть-чуть на шаг впереди остальных!
Если же вы являетесь аккуратным и педантичным водителем, наберитесь терпения, либо пользуйтесь услугами такси, как советовал нам первый наш собеседник в Дагестане.
Спасибо за прочтение! Рекомендую прочитать другие мои материалы и подписаться на канал. Давайте путешествовать по России и миру вместе.
А еще больше информации в моём телеграмм канале.
Промокод DI-BOAT12 от меня для бронирования отелей на Яндек.Путешествиях - скидка 1000 рублей.