Найти в Дзене
Quto

Осень обещает быть жаркой: как защитить автомобиль от перегрева

Оглавление

Перегрев двигателя — это не просто неприятность, а риск ремонта на сотни тысяч рублей. При этом избежать его можно с помощью простых профилактических мер. О том, на что обратить внимание, чтобы не допустить перегрева и продлить срок службы автомобиля, редакции Quto рассказал руководитель «ПЭК: TECH» Станислав Чекмарев.

Радиатор и заклинивание

Радиатор охлаждения двигателя легко забиваются слоем пыли после весенне-летних поездок. Даже относительно тонкий слой загрязнений толщиной всего 1−2 мм способен снизить эффективность теплоотдачи радиатора на 15−20%. Воздух перестает нормально проходить через него, нарушая процесс охлаждения антифриза. Следом стремительно перегревается сам двигатель.

Главная мера против перегрева — регулярная и тщательная очистка радиаторов по мере интенсивной эксплуатации в пыльных условиях.

   Adobe Fotostock
Adobe Fotostock

Наилучший результат дает комбинированный подход. Сначала — аккуратная продувка сжатым воздухом под давлением 4−6 атм строго снаружи внутрь (со стороны двигателя в сторону бампера). Это позволяет выбить крупный мусор, не забивая его глубже в соты. Затем — промывка водой под умеренным напором.

Категорически нельзя использовать мойки высокого давления («керхер») непосредственно на радиатор. Струя под 100−150 атм легко мнет тонкие соты алюминиевого радиатора, нанося непоправимый ущерб. Для стойких загрязнений (масло, насекомые) применяются специальные щелочные или кислотные шампуни для радиаторов, которые наносятся, выдерживаются и смываются. Делать эту процедуру необходимо минимум раз в год перед летним, а после длительных трассовых поездок или эксплуатации на грунтовых дорогах — по факту загрязнения.

Заклинивание двигателя — крайняя стадия перегрева, когда поршни буквально привариваются к стенкам цилиндров из-за отсутствия смазки. Ремонт часто экономически нецелесообразен. Стоимость контрактного двигателя начинается от 150 тысю рублей и может доходить до 30−50% стоимости самого подержанного автомобиля.

   Adobe Fotostock
Adobe Fotostock

Автоматическая коробка передач

Многие современные АКПП имеют собственный контур охлаждения трансмиссионного масла (ATF). Этот контур часто имеет отдельный небольшой радиатор, расположенный рядом. Если основной радиатор забит и перегрет, охлаждаться не может и масло в АКПП.

При температуре ATF выше 120 °C (нормальная рабочая температура 80−95°C) оно начинает интенсивно окисляться, теряет вязкость, резко падают смазывающие и фрикционные свойства. Это приводит к ускоренному износу частей АКПП и ее ремонту — одна из самых дорогих процедур в автосервисе. Даже «профилактическая» замена масла ATF с промывкой, на многих современных моделях стоит 15 — 30 тыс. рублей.

Жидкости: тормозная и охлаждающая

При активном вождении в условиях «рваного» ритма городских пробок тормозные диски могут раскаляться до температуры 500−700°C. Перегрев приводит к ускоренному и неравномерному износу колодок, а главное — к риску закипания тормозной жидкости.

Если жидкость старая — менялась 2−3 года назад, ее точка кипения резко падает с нормальных 260 °C до опасных 140−160°C. Образовавшийся пар в гидроприводе приводит к полной или частичной потере эффективности торможения — прямой угрозе безопасности.

   Adobe Fotostock
Adobe Fotostock

Температура охлаждающей жидкости, которая в нормальном рабочем режиме составляет 85−95°C, может всего за несколько минут интенсивной работы в пробке повыситься до критических 110−120°C и выше. При достижении точки кипения охлаждающей жидкости начинается интенсивное парообразование. Это может привести к попаданию охлаждающей жидкости в моторное масло и смешивание с ним, что образует густую эмульсию, полностью уничтожающую смазывающие свойства масла.

Регулярно, хотя бы раз в неделю, проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе. Он должен быть между метками MIN и MAX. Раз в 2−3 года (или строго по регламенту вашего автомобиля) жидкость нужно менять полностью.

Старая — теряет антикоррозийные свойства и хуже отводит тепло из-за изменения вязкости и выпадения присадок в осадок. Никогда не смешивайте разные типы жидкости без предварительной тщательной промывки системы. Их химические основы несовместимы и могут образовывать гель, забивающий каналы.

Помимо традиционных (силикатных и карбоксилатных) антифризов, все шире применяются гибридные и особенно продвинутые — лобридные жидкости. Последние обладают повышенной температурой кипения (до 135 °C при давлении в системе 1.1 атм), лучшей теплопроводностью, увеличенным сроком службы (5−7 лет или 250 тыс. км) и отличными антикоррозийными и антикавитационными свойствами.

   Adobe Fotostock
Adobe Fotostock

Салонный фильтр и кондиционер

По регламенту большинства автопроизводителей рекомендуется менять каждые 15−30 тыс. км, но в условиях пыльных дорог — гораздо чаще, раз в 5−10 тыс. км. Загрязненный фильтр снижает поток воздуха на 30−50%. Это заставляет компрессор работать с усиленной нагрузкой. В результате возможен перегрев и выход из строя этого агрегата.

Отсутствие свежего воздуха в салоне — это не только дискомфорт и усталость водителя, повышающая риск ДТП, но и ускоренное выгорание пластиковых деталей, растрескивание кожи на сиденьях и руле, деформация элементов передней панели.

Состояние кондиционера напрямую влияет на утомляемость водителя и ресурс салона. Меняйте или тщательно продувайте фильтр кондиционера минимум раз в год перед началом летнего сезона, а в идеале — каждые 10−15 тыс. км или раз в 3 месяца в весенне-летний сезон. Раз в 2−3 года (или при появлении стойкого затхлого запаха при включении) рекомендуется профессиональная чистка системы кондиционирования.

   Adobe Fotostock
Adobe Fotostock

Избегайте «ледяного душа» для стекол: Никогда не направляйте потоки холодного воздуха (+6°C — +10°C) напрямую на разогретое лобовое или боковые стекла (+60°C и более). Резкий перепад температур — частая причина появления микротрещин. Направляйте воздух в ноги пассажиров или вверх в салон для общей циркуляции.

Перед тем как включить кондиционер на полную мощность после длительной стоянки автомобиля на солнце, откройте все двери и окна на 1−2 минуты. Это позволит «выгнать» основной объем раскаленного воздуха, снизив начальную тепловую нагрузку на систему кондиционирования в 2−3 раза.

Не стоит сразу выставлять температуру на минимум. Начните с умеренных +22−24°C. По мере охлаждения салона можно постепенно понижать температуру до комфортной. Это снижает тепловой шок для системы и пассажиров. За 2−3 минуты до окончания поездки выключите компрессор кондиционера, но оставьте вентилятор обдува работать на средней или высокой скорости. Это позволяет продуть испаритель теплым воздухом, высушивая его и предотвращая появление неприятного запаха сырости из-за размножения бактерий на влажной поверхности.

   Adobe Fotostock
Adobe Fotostock

От автозапуска до умных датчиков

Современные технические решения становятся мощными союзниками в борьбе с перегревом. Автозапуск с дистанционным управлением позволяет за 5−10 минут до выхода из дома или офиса дистанционно включить двигатель и климатическую установку.

Это не только охлаждает салон до комфортных 22−25°C к моменту посадки, но и дает двигателю возможность начать работать с оптимальным тепловым режимом «до» начала движения под нагрузкой. Современные «умные» системы могут автоматически запускаться по достижении заданной температуры салона (например, +35°C) или по расписанию.

Помимо «штатного» указателя температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, существуют решения для точного контроля. Простые Bluetooth OBD-сканеры с приложением на смартфон позволяют выводить реальную температуру охлаждающей жидкости в цифрах. Более продвинутые решения — установка дополнительных цифровых датчиков температуры в АКПП. Это позволяет вовремя заметить опасный рост температур.