Найти в Дзене

Ода русскому духу: 15 самоцветов народной росписи, покоривших мир

Русская народная роспись – это не просто способ украсить предметы быта, это настоящая квинтэссенция русской души, яркая и самобытная, известная далеко за пределами нашей необъятной родины. Каждый турист, хоть раз побывавший в России, обязательно увезет с собой частичку этого искусства – будь то расписная матрешка, шкатулка или ложка. И это неудивительно, ведь история украшения деревянных изделий красками в России уходит корнями в глубокое прошлое, когда мастера-художники и иконописцы в XVII–XVIII веках создавали настоящие шедевры. И сегодня, несмотря на стремительный бег времени, народные промыслы не только возрождаются, но и бережно сохраняются, передаваясь из поколения в поколение.

Словно драгоценные камни, рассыпаны по карте России уникальные центры народной росписи. Каждый из них имеет свой неповторимый стиль, цветовую гамму и сюжеты. Приглашаю вас в увлекательное путешествие по самым знаковым местам, где рождается это волшебство, и где традиции бережно хранятся и преумножаются.

1. Хохломская роспись: пламя золота на черном шелке

Представьте себе жар-птицу, расправившую свои огненные крылья на фоне угольно-черного неба. Именно такие ассоциации вызывает знаменитая хохломская роспись, родиной которой является Нижегородская область. Зародившись во второй половине XVII века благодаря старообрядцам-иконописцам, она быстро завоевала популярность благодаря своим ярким рисункам на деревянной посуде.

Название промысел получил от деревни Хохломы, где проходили шумные ярмарки, на которых продавались готовые изделия. Сегодня традиции хохломы продолжают жить и развиваться в городе Семенове, где расположены фабрика "Хохломская роспись" и музейно-туристический центр "Золотая Хохлома".

Мастера кисти, словно волшебники, создают удивительные композиции из цветов и ягод, в которых доминируют красные, оранжевые, зеленые и желтые тона. Часто на изделиях можно встретить изображения рябины, земляники, ветвей, листьев и, конечно же, той самой огненной жар-птицы, ставшей символом хохломы. На фабрике "Хохломская роспись" производят не только посуду, но и мебель, самовары, игрушки, матрешки и сувениры, каждый из которых несет в себе тепло рук мастера и частичку русской души.

Интересный факт: Золотой цвет хохломской росписи достигается благодаря уникальной технологии. Деревянную поверхность покрывают слоем луженого серебра, затем лакируют и закаляют в печи. В результате, серебро темнеет и приобретает тот самый неповторимый золотистый оттенок, который так ценится во всем мире.

2. Городецкая роспись: сказки купеческой жизни

-2

Перенесемся в город Городец Нижегородской области, где в середине XIX века зародился еще один удивительный вид росписи. Местные умельцы, вдохновленные красотой окружающего мира, научились украшать донца прялок яркими красками и белыми штрихами, создавая неповторимый контраст.

Темы рисунков были далеко не простыми, это были целые сцены из купеческой и крестьянской жизни, чаепития, пышные букеты цветов. Позже городецкой росписью стали украшать сундуки, ставни, шкатулки, предметы интерьера и детские игрушки, превращая обыденные вещи в произведения искусства.

-3

Интересный факт: Городецкая роспись отличается особым "оживлением" персонажей. Мастера используют технику "подрумянивания", добавляя белые мазки на щеки и губы, что придает лицам особое очарование.

3. Гжельская роспись: симфония синего на белом фарфоре

-4

Гжель – это визитная карточка России, символ изящества и утонченности. Эта роспись по фарфору, выполненная в синих тонах на белом фоне, зародилась в начале XIX века на гжельских гончарных мануфактурах Московской области.

Изначально изделия были разноцветными, но со временем мастера переняли моду голландских изразцов и китайского фарфора, и гжель приобрела свой узнаваемый сине-белый облик. Каждое изделие – это уникальное произведение искусства, созданное вручную.

-5

Интересный факт: Художники-гжельцы используют около 30 различных оттенков синего цвета, получая их путем смешивания кобальтовой краски. Это позволяет создавать многогранные и сложные узоры, наполненные жизнью и движением.

4. Жостовская роспись: цветы, распустившиеся на металле

-6

В деревне Жостово, что в Мытищинском районе Московской области, еще в 1825 году зародилось искусство росписи по металлическим подносам. Этот русский народный художественный промысел, сохранившийся до наших дней на Жостовской фабрике, поражает своей красотой и изяществом.

Кованые подносы расписывают преимущественно цветочными мотивами, создавая на поверхности металла настоящие живописные полотна.

-7

Интересный факт: Жостовские подносы расписываются без предварительного эскиза. Мастера, словно по наитию, смело наносят мазки краски, создавая неповторимые композиции.

5. Мезенская роспись: эхо древних шаманов

-8

Мезенская роспись, зародившаяся в конце XIX века в Мезенском уезде Архангельской области, пронизана духом древних северных сказаний. Главные цвета – черный и красный – словно пришли из глубины веков, напоминая о языческих обрядах и таинственных ритуалах.

На предметах изображаются сцены охоты, повозки, сюжеты из былин, животные, птицы и даже языческие символы, унаследованные от финно-угорских племен.

-9

Интересный факт: Мезенская роспись считается одной из самых архаичных видов русской росписи. Ее символика уходит корнями в дохристианские верования северных народов.

6. Борецкая роспись: хоровод сказочных птиц

-10

Еще один самоцвет северодвинских земель Архангельской области – борецкая роспись, зародившаяся в XVIII веке. Изделия из дерева расписываются красными, оранжевыми, синими, зелеными, желтыми и черными красками, создавая яркие и красочные узоры.

Чаще всего мастера изображают птиц, древо жизни, цветы, растения, узоры и геометрические орнаменты, такие как треугольники, кружочки и ромбики.

-11

Интересный факт: Борецкая роспись отличается особым стилем изображения птиц. Они всегда рисуются с пышным оперением и яркими цветами, символизируя счастье и благополучие.

7. Семикаракорская роспись: керамика, рожденная на Дону

-12

На берегу реки Дон, в казачьем городе Семикаракорске Ростовской области, с середины XX века изготавливают расписанный вручную фаянс. Это единственный художественный народный промысел Дона, в основе которого лежит производство экологически чистой керамики.

Формы для будущей посуды делают из белой глины, песка и воды, обжигают, расписывают красками и наносят глазурь.

-13

Интересный факт: Семикаракорская роспись вдохновлена донской природой и культурой казачества. На изделиях часто изображаются степные травы, цветы, птицы и сцены из казачьей жизни.

8. Вологодская роспись: морозные узоры на дереве

-14

В конце прошлого века мастера из Вологды создали новое направление – вологодскую роспись, объединив несколько старинных методов. На деревянные изделия наносят красивый серебристый оттенок, а для узоров используют голубые, черные, белые и розовые цвета и плавные линии, создавая впечатление морозных узоров на дереве.

Интересный факт: Вологодская роспись отличается особой техникой нанесения серебристого оттенка. Сначала поверхность дерева покрывают слоем серебряной пудры, а затем лакируют.

-15

9. Гуслицкая роспись: книжная миниатюра, ожившая на предметах быта

-16

Гуслицкая роспись зародилась в Московской области, в районах вдоль реки Гуслицы. В прошлом, цветочными и животными расписными орнаментами украшали страницы старообрядческих певческих книг.

Для гуслицкой росписи характерны обилие ярких цветов, элементы золочения и тонкая кропотливая штриховка.

-17

Интересный факт: Гуслицкая роспись отличается особой детализацией. Мастера уделяют внимание каждой мелочи, создавая сложные и многослойные узоры.

10. Владимиро-Суздальские узоры: щедрый урожай на деревянных изделиях

-18

Традиционное декоративно-прикладное искусство Владимира и Суздаля основано на художественной обработке дерева. На изделиях изображают преимущественно цветочные, фруктовые и ягодные орнаменты в красных, зеленых, желтых и бежевых оттенках.

-19

Промысел зародился в регионе еще в XV–XVI веках, но активно развивать его начали в конце прошлого века, открыв фабрику «Владимиро-Суздальские узоры».

Интересный факт: Дерево для изделий и сувениров добывают во Владимирской области, например, липу, березу и ольху.

11. Ростовская финифть: огонь, запечатленный в эмали

-20

Миниатюрная роспись по эмали в Ростове Великом Ярославской области – это сочетание народного промысла с живописью и ювелирным искусством. Мастера фабрики "Ростовская финифть", основанной в 1918 году, производят вручную оригинальные изделия по традициям, которым уже более 200 лет.

Технология ростовской финифти следующая: металлическую пластину покрывают стекловидным порошком и создают эмаль, далее наносят рисунок из огнестойких красок и обжигают все в печи.

-21

Интересный факт: Ростовская финифть – это уникальный вид искусства, требующий от мастера не только художественных навыков, но и глубоких знаний в области химии и технологии производства эмали.

12. Палехская миниатюра: сказки, ожившие на черном лаке

-22

Палех в Ивановской области – один из четырех действующих центров лаковой живописи в России. Палехское искусство зародилось здесь в XVII веке, когда иконописцы творили произведения, используя сусальное золото, темперные краски, лак и папье-маше.

Технику переняли в начале XX века для Палехской миниатюры: изделия с черным фоном стали украшать сценами из сказок, деревенского быта и пейзажами.

-23

Интересный факт: Палехская миниатюра отличается особой техникой письма. Мастера используют тончайшие кисти из беличьего волоса, создавая изображения с невероятной детализацией и выразительностью.

13. Мстёрская миниатюра: дымка грёз на лаковых изделиях

-24

В тихом уголке Владимирской области, в посёлке Мстёра, зародилось в первой половине XVIII века искусство, пленяющее своей нежностью и утонченностью – мстёрская миниатюра. Изначально это направление входило в иконописную школу, но со временем вышло за её рамки, превратившись в самостоятельный вид народного искусства.

Сегодня в технике мстёрской лаковой живописи изготавливают шкатулки, ларцы, ручки, ключницы, настенные панно и другие предметы, достойные стать украшением самых изысканных интерьеров.

-25

Мстёрская миниатюра словно пронизана дымкой грёз. Художники отдают предпочтение голубовато-серебристым, охристо-жёлтым, нежно-зелёным и розово-красным оттенкам, создавая атмосферу спокойствия и гармонии. Рисунки отличаются сложностью и обилием деталей: геометрические и растительные орнаменты, множество мелких элементов, а иногда и сразу несколько сюжетных линий, переплетающихся в единое целое. Центр традиционной Мстёрской миниатюры в посёлке Мстёра с гордостью продолжает возрождать этот уникальный народный промысел.

Интересный факт: В мстёрской миниатюре существует своя особая техника нанесения красок. Мастера используют тончайшие кисти и наносят краску тонкими слоями, создавая эффект прозрачности и глубины. Это позволяет достичь особой выразительности и реалистичности изображений.

14. Федоскинская миниатюра: живопись, объёмно воплощенная в папье-маше

-26

Перенесемся в Подмосковье, в старинное село Федоскино, где в конце XVIII века зародилось искусство, поражающее своей объёмностью и реалистичностью – федоскинская миниатюра. Заслуга в этом принадлежит местному купцу, который, побывав в Германии, вдохновился увиденным и решил создать нечто подобное у себя на родине.

-27

В наши дни традиции с более чем 200-летней историей активно возрождаются на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи.

Отличительная особенность федоскинской миниатюры – использование не темперных, а масляных красок, а также огромное разнообразие сюжетов, не ограниченных никакими рамками. Здесь можно встретить бытовые и исторические зарисовки, пейзажи, натюрморты, портреты, изображения растений и архитектурных сооружений. Ассортимент фабрики поражает своим великолепием: шикарные шкатулки, панно, ларцы – каждый предмет является настоящим произведением искусства.

Интересный факт: Федоскинская миниатюра славится своей особой техникой "сквозного письма", когда на изображение наносятся тончайшие слои перламутра, сусального золота или серебра, создавая эффект внутреннего свечения.

15. Холуйская миниатюра: от икон к сказочным сюжетам

-28

В селе Холуй Ивановской области еще в XVII веке зародилось искусство лаковой миниатюры, выполненной темперными красками на папье-маше. Долгое время это был иконописный промысел, но со временем он трансформировался и приобрел новые черты. Сегодня на Холуйской фабрике можно увидеть шкатулки, подносы, панно, броши, кулоны, пудреницы и другие предметы, украшенные удивительными узорами.

Холуйская миниатюра – это сложное и многогранное произведение искусства, темами которого часто становятся сцены из сказок, былин, фольклора и исторических событий, а также изображения животного мира и природы. Каждое изделие проходит тщательную подготовку: грунтование, роспись смесью сухого порошкового пигмента с яичным желтком или целым яйцом и, наконец, покрытие лаком.

Интересный факт: Холуйская миниатюра часто называют "младшей сестрой" палехской. Однако, в отличие от палехских мастеров, холуйские художники предпочитают более яркие и насыщенные цвета, создавая атмосферу праздника и волшебства.

Каждый из этих 15 видов народной росписи – это настоящая сокровищница русской культуры, способная поразить воображение даже самого искушенного ценителя искусства. Отправляйтесь в путешествие по России, чтобы прикоснуться к этим удивительным традициям, почувствовать тепло рук мастеров и вдохновиться красотой, созданной веками!