Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Что такое сепарация от родителей во взрослом возрасте: этапы и задачи детей и родителей

Не редко в работе с клиентами меня спрашивают "что такое сепарация от родителей? Если я живу отдельно, это значит я сепарировался? И обязательно ли съезжать от родителей, чтобы считать себя отделившимся?"

В этой статье разберу суть процесса сепарации, приведу основные этапы и задачи детей и родителей на каждом этапе.

Что такое сепарация от родителей

Сепарация это процесс постепенного отделения ребенка от родителей, и, что так же важно родителей от ребенка. В результате процесса сепарации ребенок обретает автономию, т.е. способность и право самостоятельно действовать, мыслить, принимать решения.

Сепарация - это, как говорится, дорога с двусторонним движением. Именно поэтому в определении процесса я указала на отделение и ребенка от родителей и родителей от ребенка.

[p]Этапы сепарации в детском возрасте

[p]Ранний этап (0-3) - отлучение от груди, первые шаги и способность уйти, отползти от мамы. В целом к 3 годам ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность - появляется Я

Дошкольный возраст (3-6) - активное исследование внешнего мира, попытки устанавливать границы, попытки устанавливать и налаживать отношения с другими детьми и взрослыми

Школьный этап (7-17) - период активной социальной адаптации, самостоятельные прогулки, походы в кружки, оттачивание навыков общения со сверстниками и взрослыми за пределами семьи

Сепарация от родителей во взрослом возрасте: этапы и задачи

Сепарация во взрослом возрасте начинается примерно с 16 лет и продолжается до 30+

  1. Начало ее ощущается, как потребность в автономии и выражается эта потребность в противопоставлении своего мнения мнению родителей. Тот самый возраст серьезных конфликтов на почве ценностных противостояний.

    Задача ребенка на этом этапе: исследовать собственные ценности, учиться формировать собственное мнение.

    Задача родителей: поддерживать исследование и не навязывать свое мнение
  2. Далее, как следствие возникает потребность в физическом отделении, пробы самостоятельной жизни. Этот этап приходится ориентировочно на 18-25 лет.

    Задача ребенка: научиться обеспечивать свои базовые потребности

    Задача родителей: отпустить контроль, учиться доверять способностям ребенка
  3. Следующий шаг (20-30) в отделении - это формирование личных границ, осознание различий между своими и родительскими чувствами, желаниями, мнениями.

    Задача ребенка: научиться отделять свои желания от родительских ожиданий

    Задача родителей: признать и принять ребенка, как отдельную личность
  4. На следующем этапе происходит переоценка отношений с родителями, т.е. принятие родителей, их опыта, несовершенств, взглядов.

    Задача ребенка: учиться видеть родителей с их прошлым опытом (деидеализация)

    Задача родителей: принять право ребенка на критику себя
  5. И завершающий этап - установление отношений Взрослый - Взрослый, где близость основана на взаимном уважении, вместо эмоциональной зависимости.

    Задача ребенка: принять родителей, как равных взрослых, строить отношения в парадигме Взрослый-Взрослый

    Задача родителей: поиск и развитие интересов вне родительской роли, построение отношений с ребенком в парадигме Взрослый-Взрослый

Застревание на любом из этих этапов приводит к невозможности завершить процесс сепарации, а значит невозможности стать самостоятельной личностью в широком смысле.

Часто такое застревание ощущается как:

  • проживание не своей жизни
  • зависимость от родительского настроения, мнения
  • неспособность принимать самостоятельные решения
  • цепляние за отношения, либо невозможность задерживаться в отношения
  • ощущение, что повторяю мамину/папину судьбу, хотя сам того не желаю
  • подверженность манипулятивному воздействию со стороны родителей, партнера
  • иррациональные чувства по отношению к родителям
  • невозможность установить границы в отношениях
  • незнание своих желаний, потребностей, целей и ценностей
  • саботаж карьерного и личностного роста

И это лишь небольшая часть возможных последствий незавершенного процесса сепарации.

Сепарация - это не разрыв отношений, а их трансформация, перевод в новое качество, где истинная близость достигается благодаря интересу и взаимному уважению. Такой близости невозможно достичь посредствам контроля и зависимости.

На своих консультациях я помогаю клиентам определить этап застревания и пройти его максимально эффективно и безболезненно для обоих сторон. В итоге отношения с родителями выходят на новый, более качественный уровень - клиенты обретают автономию, а родители - возможность увидеть в своем ребенке не только свое продолжение, а уникальную личность.

А вы завершили свой процесс сепарации от родителей? Если нет, то на каком этапе застряли, в каких трудностях выражено ваше застревание?

Автор: Наталья Егорова
Психолог, Проблемы незавершенной сепарации

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru