Найти в Дзене
История и культура Евразии

Павел I / Отношения с Екатериной II

К осени 1772 года тогда ещё, президент Адмиралтейств-коллегии и Герцог Гольштейн-Готторпский 18-летний Павел Петрович находился в двояком положении. С одной стороны ожидалось, что Екатерина II назначит его соправителем, с другой поговаривали, что его вообще могут упечь в ссылку. Молодой Павел Петрович, вихрь неуёмной энергии, заключённый в тесные рамки придворного этикета, чувствовал себя птицей в клетке с золотыми прутьями. С одной стороны, веяло сладостью предвкушения: шепот о его скором назначении соправителем Императрицы Екатерины II всё чаще проникал сквозь завесу придворных интриг. Блистательные сановники, льстецы и пронырливые придворные, заграничные дипломаты словно пчёлы к мёду, слетались к нему, предлагая свою преданность и услуги будущему самодержцу. Светские рауты превратились в негласный парад поклонения: каждый жест Павла Петровича, каждое слово, тщательно анализировались, ища в них намёки на будущую политику. Его портреты украшали салоны знати, а его имя сло

К осени 1772 года тогда ещё, президент Адмиралтейств-коллегии и Герцог Гольштейн-Готторпский 18-летний Павел Петрович находился в двояком положении. С одной стороны ожидалось, что Екатерина II назначит его соправителем, с другой поговаривали, что его вообще могут упечь в ссылку.

Молодой Павел Петрович, вихрь неуёмной энергии, заключённый в тесные рамки придворного этикета, чувствовал себя птицей в клетке с золотыми прутьями. С одной стороны, веяло сладостью предвкушения: шепот о его скором назначении соправителем Императрицы Екатерины II всё чаще проникал сквозь завесу придворных интриг. Блистательные сановники, льстецы и пронырливые придворные, заграничные дипломаты словно пчёлы к мёду, слетались к нему, предлагая свою преданность и услуги будущему самодержцу. Светские рауты превратились в негласный парад поклонения: каждый жест Павла Петровича, каждое слово, тщательно анализировались, ища в них намёки на будущую политику. Его портреты украшали салоны знати, а его имя словно заклинание, произносилось с благоговением и надеждой.

Но с другой стороны, в тени этого внешнего блеска скрывалась глубокая тревога. Слухи о возможной ссылке, распространявшиеся с завидным упорством, пронизывали его существованием, как холодный осенний ветер. Некоторые влиятельные лица, завидовавшие его потенциальной власти, усердно распускали клевету, подчёркивая его мнительность, неуравновешенность и недостаток политического опыта. В тайне от него собирались заговоры, плелись интриги, целью которых было лишить его правого на престол. Эти слухи не были просто пустым звуком – они находили отклик в сердце самой Екатерины II.

Императрица, известная своей железной волей и хитрым политическим расчётом, находилась в сложном положение. С одной стороны, назначение Павла соправителем означало делёж власти, что противоречило её привычке к абсолютному контролю. С другой стороны, полное отстранение сына могло вызвать недовольство в дворянских кругах и ослабить её позиции. Екатерина II, мастер манипуляции и интриги, искусно балансировала между этими двумя крайностями, используя Павла как пешку в своей великой игре.

Екатерина II постоянно держала Павла под строгим наблюдением, окружив его верными людьми, способными контролировать его действия. Положение Павла Петровича оставалось неустойчивым, напоминая о постоянной угрозе изгнания или даже более суровой участи. Он находился на тонкой грани между властью и безвластием, будущее его оставалось неизведанной глубиной, полной как блестящих надежд, так и мрачных пророчеств.

Единственной отдушиной была платоническая связь с камер-фрейлиной Екатериной Ивановной Нелидовой. Он во многом слушался её советов, хотя по словам Павла, его соединяла с Нелидовой «дружба священная и нежная, но невинная и чистая».

Екатерина Ивановна Нелидова (12 [23] декабря 1756 (по др. данным, 1758), Смоленская губерния — 2 [14] января 1839, Санкт-Петербург) — камер-фрейлина, фаворитка Павла I; одна из первых выпускниц Смольного института. Двоюродная тётка многолетней возлюбленной Николая I — Варвары Аркадьевны Нелидовой
Екатерина Ивановна Нелидова (12 [23] декабря 1756 (по др. данным, 1758), Смоленская губерния — 2 [14] января 1839, Санкт-Петербург) — камер-фрейлина, фаворитка Павла I; одна из первых выпускниц Смольного института. Двоюродная тётка многолетней возлюбленной Николая I — Варвары Аркадьевны Нелидовой

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!