Родился в Уфе, умер в Нью-Йорке, народным стал на берегах Невы. В Петербурге прошел «День Д», традиционный фестиваль, посвященный Сергею Довлатову. В атмосферу праздника окунулся корреспондент ЛенТВ24 Евгений Голанцев.
Он работал экскурсоводом в Пушгорах от безденежья. Мог ли он предположить, что спустя полвека экскурсии будут водить по его квартире?
Энтузиасты решили в этой квартире организовать музей Довлатова, но, к сожалению, поскольку это коммунальная квартира и там по долям распределена вся эта собственность, ну, как обычно в коммуналках, то договориться, в общем, не представляется возможным. Несколько раз пытались, уже даже несколько раз находили покупателей этой квартиры, чтобы открыть музей, и в результате ничего не получилось. Но в этом, можно сказать, какое-то своеобразие.Кристина Мальтинская, экскурсовод фестиваля «День Д»
«Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной». Так Довлатов в своей повести «Наши» описывал жизнь в коммунальной квартире по адресу улица Рубинштейна, 23. Где сейчас как раз его музей. Уборная осталась.
Угадайте, какой самый популярный вопрос, когда люди приходят в эту комнату? Какие реальные вещи сохранились в этой комнате. И я сразу вспоминаю «Заповедник» Довлатова. То есть он когда туда приехал экскурсоводом, это первый вопрос, который он задал. А ему говорят: «А что у вас за нездоровый интерес?» А он ответил, что в музее и должен быть нездоровый интерес. Здоровый интерес бывает только к ветчине.Кристина Мальтинская, экскурсовод фестиваля «День Д»
Фестиваль «День Д» традиционно проходит на улице Рубинштейна рядом с монументом Довлатову. Здесь же можно увидеть его печатную машинку «Ундервуд» — любимая печатная машинка, она здесь в камне. Также вытащить пожелание-предсказание из книг писателя. Например, мне досталось, что «единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд». И также можно поговорить с Довлатовым по телефону.
Вы знаете, у нас очень народный такой праздник. И мы хотим, для нас принципиально важно сохранить идею вот этой народности, искренности, душевности этого фестиваля. У нас много бесплатных мероприятий. Подходят люди к памятнику и говорят: вот, мы приехали с Камчатки, кто-то — из Краснодара, кто- то там из Тулы специально приезжает на этот фестиваль, потому что он сохраняет атмосферу хорошего честного праздника.Анастасия Принцева, директор фестиваля «День Д»
«Лялькин город». Так называется книжка, в которой собраны письма Сергея Довлатова в Сыктывкар. Его тогда отчислили из университета и направили на военную службу как раз туда, в Республику Коми. Там он охранял колонию и писал письма Светлане Меньшиковой.
Это стало таким периодом в его жизни. И в тот самый момент, когда он находился в нашей республике, он писал письма студентке Коми Государственного пединститута Светлане Меньшиковой. Эти письма сохранились, и, собственно говоря, на основе тех писем, которые остались, мы сделали вот этот проект «Пишите письма. Сергей Довлатов».Светлана Бандура, директор национального музея Республики Коми, руководитель проекта «Пишите письма. Сергей Довлатов»
Этот пиджак приехал после смерти Довлатова. Привезла его Лена, вдова Сергея Натановича, тогда, когда вышел первый знаменитый трехтомник, практически полное собрание сочинений Довлатова, которое оформлял мой друг, великий русский художник Александр Флоренский. Благодаря этому оформлению, Александру достались два пиджака. А поскольку я ему, что называется, в этом немножко помог, то один пиджак достался мне. Я придумал другой проект, Что я буду всех своих друзей, полудрузей, знакомых, полузнакомых и просто незнакомых буду снимать в этом пиджаке. А потом возник фестиваль «День Д».Юрий Молодковец, фотограф-художник Государственного Эрмитажа
Сергей Довлатов был ростом метр девяносто четыре. Примерить его пиджак в «День Д» может любой желающий. Конечно, для большинства он будет великоват. Другая вещь писателя — пальто — станет реквизитом спектакля, который покажут у филфака на Университетской набережной — там он учился. Сергей Довлатов родился в Уфе, умер в Нью-Йорке. Но стал поистине петербургским писателем.