Найти в Дзене
Lastmag

"Копеечные" фильмы, ставшие суперхитами

Малый бюджет — не приговор. В истории кино хватает примеров, когда режиссёры снимали фильмы на последние деньги, без звёзд и дорогих декораций — и именно это спасало их от шаблонов. Ниже — семь фильмов, которые начинались как дешёвые эксперименты, а стали культовыми. Сюжеты — простые, понятные, цепляющие. Деньги — минимальные. Результат — выдающийся. Бюджет: 1,2 млн долларов
Сборы: 103 млн долларов Сюжет. Два незнакомца просыпаются прикованными к трубам в грязной подземке. Между ними — труп и ножовка. Кто-то заманил их сюда и наблюдает за происходящим. Мужчины должны понять, почему они здесь, и что за "игра" началась.
Что особенного. Весь фильм построен на замкнутом пространстве, напряжённой атмосфере и одной идее: сколько стоит человеческая жизнь. Без дорогих декораций, с минимумом персонажей, но — с мощным финалом, который выбивает табурет из-под зрителя. Бюджет: 15 000 долларов
Сборы: 193 млн долларов Сюжет. Молодая пара переезжает в дом, где начинают происходить странные вещи. М
Оглавление

Малый бюджет — не приговор. В истории кино хватает примеров, когда режиссёры снимали фильмы на последние деньги, без звёзд и дорогих декораций — и именно это спасало их от шаблонов. Ниже — семь фильмов, которые начинались как дешёвые эксперименты, а стали культовыми. Сюжеты — простые, понятные, цепляющие. Деньги — минимальные. Результат — выдающийся.

«Пила» (2004)

Бюджет: 1,2 млн долларов

Сборы: 103 млн долларов

Сюжет. Два незнакомца просыпаются прикованными к трубам в грязной подземке. Между ними — труп и ножовка. Кто-то заманил их сюда и наблюдает за происходящим. Мужчины должны понять, почему они здесь, и что за "игра" началась.

Что особенного. Весь фильм построен на замкнутом пространстве, напряжённой атмосфере и одной идее: сколько стоит человеческая жизнь. Без дорогих декораций, с минимумом персонажей, но — с мощным финалом, который выбивает табурет из-под зрителя.

«Паранормальное явление» (2007)

Бюджет: 15 000 долларов

Сборы: 193 млн долларов

-2

Сюжет. Молодая пара переезжает в дом, где начинают происходить странные вещи. Муж устанавливает видеокамеры, чтобы понять, кто или что пугает их по ночам. Камеры фиксируют необъяснимое: шорохи, движения, открывающиеся двери. Страх растёт.

Что особенного. В фильме нет музыки, нет известных актёров, и почти ничего не происходит — на первый взгляд. Но именно это создаёт ощущение, что всё происходит не на экране, а у тебя дома. Работает эффект присутствия. Страшно — потому что правдоподобно.

«Рокки» (1976)

Бюджет: 1 млн долларов

Сборы: 225 млн долларов

-3

Сюжет. Неудачливый боксёр Рокки Бальбоа из Филадельфии перебивается мелкими боями и подработками. Неожиданно ему предлагают выйти на ринг против чемпиона мира в тяжёлом весе. Это шанс один на миллион, но Рокки соглашается.

Что особенного. Ни спецэффектов, ни пафоса в этом фильме про бокс нет, тут просто история обычного человека, который хочет не победить, а достойно продержаться до конца. Сталлоне написал сценарий за три дня и настоял на главной роли, хотя был никому не известен. Фильм взял «Оскар» за лучший фильм и стал символом борьбы без шансов.

«Безумный Макс» (1979)

Бюджет: 350 000 долларов

Сборы: 100 млн долларов

-4

Сюжет. Австралия будущего. Общество рушится, дороги контролируют банды. Молодой полицейский Макс мстит за смерть семьи, начиная войну с безжалостными преступниками.

Что особенного. Это не голливудский блокбастер, а жёсткий, пыльный, грубый боевик, где машины бьются по-настоящему, актёры играют без дублёров, а почти все сцены — сняты "вживую". Фильм стал иконой постапокалипсиса и сделал Мэла Гибсона звездой.

«Клерки» (1994)

Бюджет: 27 000 долларов

Сборы: 3,2 млн долларов

-5

Сюжет. Один день из жизни двух продавцов из придорожного магазина. Они спорят о «Звёздных войнах», обслуживают странных клиентов, решают личные проблемы и бесконечно жалуются на жизнь. Всё — в рамках одной смены.

Что особенного. Абсолютно бытовой, чёрно-белый фильм без сюжета в привычном смысле. Но диалоги — живые, острые, как будто подслушаны в очереди. Это кино не про события, а про людей, которых мы все знаем, и разговоры, которые ведём каждый день.

«Наполеон Динамит» (2004)

Бюджет: 400 000 долларов

Сборы: 46 млн долларов

-6

Сюжет. Наполеон — странный подросток из американской глубинки. Он носит кудрявую причёску, молчит дольше, чем говорит, и живёт с бабушкой и братом. Его жизнь — череда неловкостей, школьных обедов и нелепых попыток самоутвердиться.

Что особенного. Это кино вообще ни о чём — но именно это и делает его гениальным. Всё, что обычно вырезают, здесь становится главным. Медленный темп, провинциальные типажи, абсолютная нелепость происходящего — и при этом ни одного клише.

«Репортаж» (2007)

Бюджет: 2 млн долларов

Сборы: 32 млн долларов

-7

Сюжет. Телевизионная журналистка с оператором приезжает снимать репортаж о ночной смене пожарных. Вызов поступает в жилой дом. Внутри — странные звуки, испуганные жильцы, и нечто, что лучше бы не показывать по телевизору.

Что особенного. Весь фильм снят от лица камеры оператора, одним дублем, почти без монтажа. Это создаёт эффект полного погружения. Ты не наблюдаешь за героями — ты идёшь вместе с ними по тёмному коридору. Ужас не выскакивает, а давит изнутри.

Вывод

Каждый из этих фильмов показывает: не деньги делают кино великим. Настоящее кино начинается с идеи. С простого вопроса: а что, если…?

И если на него честно ответить — получится история, которая останется с человеком надолго. Даже если ты снимал её на последние деньги, в одной комнате, без света и гримёров.

Еще по теме: