Проект Hyperloop начался с технического документа Hyperloop Alpha. В августе 2013 года его представил владелец SpaceX и Tesla Илон Маск. Миллиардер назвал капсулу «пятым видом транспорта» после наземных, воздушных, водных и железнодорожных систем и сравнил с комбинацией сверхзвукового самолёта «Конкорд», рельс‑пушки и игры в аэрохоккей — чтобы подчеркнуть простоту концепции и её футуристичность.
Как начинался Hyperloop
Концепт предполагал использовать капсулы, левитирующие на магнитной подушке в вакуумных трубах со скоростью более 1000 км/ч. Время в пути между городами сократилось бы с нескольких часов до десятков минут. При этом систему позиционировали как экологичную и энергоэффективную — с автономным питанием от солнечных панелей вдоль труб.
Был объявлен международный конкурс SpaceX Pod Competition на создание работающих прототипов капсул для Hyperloop. Это дополнительно прорекламировало идею среди технологических и академических сообществ по всему миру. Государства и компании стали рассматривать проект как решение проблем перегруженных дорог, вредных выбросов и долгих переездов.
В результате такого громкого продвижения стартап Virgin Hyperloop (Hyperloop One) сумел привлечь более 450 млн долларов, а Hyperloop Transportation Technologies (HyperloopTT) — свыше 100 млн долларов инвестиций. Собранные средства позволили запустить тестовые трассы — 320 м в Неваде (США) и 500 м в Тулузе (Франция). На них проводились испытания капсул на магнитной подушке. Инвесторам обещали построить коммерческие линии Лос-Анджелес — Сан-Франциско и Дубай — Абу-Даби.
Что пошло не так
Технические ограничения. Поддержание разреженного воздуха в трубах длиною сотни километров оказалось крайне дорогим и нестабильным решением. Высокие скорости потребовали прямых трасс без резких поворотов, а любая утечка или сбой могли надолго остановить систему.
Регуляторные и инфраструктурные барьеры. Для строительства новых трасс было необходимо передать права собственности на сотни километров земли. Этот процесс неизбежно входил бы в конфликт с существующими железными дорогами и автомагистралями. К тому же запуск тормозили необходимые согласования и сертификация, особенно в США и ЕС.
И главное — слишком высокая цена. Реализация одного километра трассы Hyperloop обходилась в 25—35 млн долларов. Это сопоставимо со стоимостью высокоскоростной железной дороги (например, в Европе она составляет 20—30 млн евро за км), однако Hyperloop не зашёл дальше прототипов — приём со скоростями ниже обещанных.
В итоге венчурный инвестор начал терять интерес, и проект свернули в конце 2023 года. Попытки создания таких трасс продолжаются сейчас в Индии и Китае, но это уже истории с совершенно другими компаниями и людьми.
Уроки для бизнеса
Hyperloop — один из самых амбициозных и технологичных проектов десятилетия. Но принципы, по которым он развивался (и провалился), актуальны не только для транспортной инфраструктуры. Те же ошибки могут погубить и куда более скромный стартап в области AI, финтеха или индустриального IoT. Ниже — ключевые выводы из этого кейса, которые стоит учитывать всем, кто работает с инновациями.
Рассчитывайте реальные сроки окупаемости
HyperloopTT заявлял сроки окупаемости, например, в Абу-Даби — от 8 до 15 лет при стоимости 20—40 млн долларов за км. Однако стоит учитывать, что это очень длинные трассы, и разница в несколько миллионов долларов на км увеличивает период возврата инвестиций до 20—30 лет. Для венчурных инвесторов это слишком долго.
Вывод: лучше сразу обозначить возможные риски и долгий горизонт возврата вложений. Это отсеет случайных инвесторов, но повысит доверие со стороны стратегических партнёров.
→ Больше рекомендаций о том, как отличить провальный проект от успешного, — в материале СберПро.
Рассчитывайте настоящий спрос
Инвесторам часто показывали огромные цифры «экономии». Например, в Бразилии маршрут из Порту-Алегри в Кашиас-ду-Сул длиной 137 км обещал снижение операционных затрат на 435 млн долларов за 30 лет. Но эти расчёты были основаны на идеальных условиях и картине спроса в других видах транспорта.
Вывод: сначала стоит запускать пилотные проекты и минимальные версии продукта. Это поможет подтвердить спрос и убедиться, что решение будет работать в масштабе.
→ Реальные примеры того, как российский бизнес запускает новые технологии в промышленную эксплуатацию, — в кейсплейсе СберПро.
Сохраняйте стабильность в глазах инвесторов
В феврале 2022 года Virgin Hyperloop объявила о массовых сокращениях. Чтобы переориентировать проект на грузовой сегмент, компания уволила более 100 сотрудников, почти половину своего штата. Это дало инвесторам и партнёрам сигнал, что первоначальная цель оказалась недостижимой. Компания даже изменила имя — убрала приставку «Virgin».
Вывод: лучше избегать резких поворотов в стратегии, они подрывают доверие. Если приходится менять фокус проекта, нужно заранее подготовить коммуникацию: объяснить причины, сохранить ключевую команду и бренд. Последовательность важна для инвесторов не меньше, чем технология.
→ О том, как создать бизнес-стратегию с прицелом на будущее, рассказали в этой статье.