Найти в Дзене
Фотолитограф

Первое устройство распознавания музыки в 2000 году.

В наши дни не составляет никакого труда распознать понравившуюся песню или музыку: достаточно с помощью смартфона попросить об этом голосового помощника, например «Алису» из «Яндекса». Даём команду вроде: «Угадай песню» — и дело сделано. Можно воспользоваться услугами ветерана музыкального поиска, приложением Shazam, или ещё каким-нибудь сервисом распознавания музыки, которых сейчас существует превеликое множество. Но как распознавали музыку слушатели в прошлом веке, до 2000 года? Быстрых и простых решений не существовало. Можно, конечно, было напеть мелодию товарищу в надежде, что он её узнает и подскажет, что это за шедевр такой. Можно было поискать ответ в интернете с помощью наводящих вопросов. Но решить вопрос технологично было невозможно. Ведь ни смартфонов, ни приложений вроде Shazam ещё попросту не было. Всё изменилось в 2000 году, когда японский электронный конгломерат Sony выпустил устройство в виде брелка для ключей под названием eMarker. Устройство, продаваемое в Японии, ве

В наши дни не составляет никакого труда распознать понравившуюся песню или музыку: достаточно с помощью смартфона попросить об этом голосового помощника, например «Алису» из «Яндекса». Даём команду вроде: «Угадай песню» — и дело сделано. Можно воспользоваться услугами ветерана музыкального поиска, приложением Shazam, или ещё каким-нибудь сервисом распознавания музыки, которых сейчас существует превеликое множество.

Но как распознавали музыку слушатели в прошлом веке, до 2000 года? Быстрых и простых решений не существовало. Можно, конечно, было напеть мелодию товарищу в надежде, что он её узнает и подскажет, что это за шедевр такой. Можно было поискать ответ в интернете с помощью наводящих вопросов. Но решить вопрос технологично было невозможно. Ведь ни смартфонов, ни приложений вроде Shazam ещё попросту не было.

Sony eMarker. Изображение: пресс-релиз sony.com
Sony eMarker. Изображение: пресс-релиз sony.com

Всё изменилось в 2000 году, когда японский электронный конгломерат Sony выпустил устройство в виде брелка для ключей под названием eMarker. Устройство, продаваемое в Японии, весило всего 25 граммов, имело размеры 46х50х18,5 мм, было оснащено мини-USB терминалом и использовало в качестве источника питания батарейку-»таблетку». eMarker продавалось главным образом в Японии, США и Канаде по цене порядка 20 долларов.

Дизайн устройств для японского рынка и экспортный вариант несколько отличались, но суть была одна: лёгкое нажатие маленькой круглой кнопки позволяло узнать название исполняемой композиции. Звучит удивительно даже по нашим временам, не говоря уже о 2000 году. На ум приходит необходимость мощного процессора, памяти, высококачественных микрофонов. В те времена такой компьютер просто не мог поместиться в маленький брелок. Не говоря о том, что стоить он был должен отнюдь не 20 долларов.

Всё становится ясным, когда понимаешь, что это устройство по сути являлось «часами с кнопкой». При её нажатии регистрировалось время. После подключения к соотсветствующему сайту программа по указанному времени и названию радиостанции находила в базе соответствующую композицию и выводила данные на экран. Кроме этого, была возможность прослушать непродолжительный фрагмент мелодии, чтобы убедиться, что это именно она. При желании можно было тут же перейти на какой-нибудь сервис вроде Amazon и оформить заказ на покупку соответствующего компакт-диска.

Для эффективной работы сервиса его разработчик, американская компания eMarker.com LLC (дочернее предприятие Sony), получала от специализированной компании Broadcast Data Systems данные о работе множества радиостанций. Далее достаточно было просто сравнить эти данные с данными, предоставленными подьзователем. Конечно, для этого пользователю требовалось знать, на какой именно радиостанции или телевизионном канале он слышал ту или иную песню. Но обычно это большого труда не представляло. Человек после входа в систему и закачки в неё временных меток указывал соответствующие данные, и система начинала поиск. Занимало это обычно минут десять.

Несмотря на очевидную оригинальность решения, жизнь этого сервиса была быстротечна. В конце 2001 года он прекратил своё существование, а уже совсем скоро, в 2002 году, появился знаменитый сервис распознавания музыки Shazam. Вначале это был SMS-сервис: пользователи просто набирали соответствующий номер, подносили телефоны к источнику музыки, и получали название композиции и имя исполнителя в SMS-сообщении.

Ну а в 2008 году, с запуском iPhone и открытием Apple App Store, началась эпоха смартфонов, и узнать самые подробные данные о любой песне или музыкальной композиции стало проще простого. Тем интереснее вспомнить времена, когда возможность узнать название понравившейся песни с помощью брелка для ключей, казалась просто фантастической.