Найти в Дзене

20 лет любви и споров: «Гордость и предубеждение» (2005) Джо Райта

11 сентября 2005 года прошла премьера фильма «Гордость и предубеждение» режиссёра Джо Райта – и вот этой экранизации исполняется уже 20 лет. Время показало, что даже спустя два десятилетия лента продолжает вызывать тёплые чувства у поклонников, несмотря на некоторые неточности и вольности, которые ей ставят в упрёк критики. Да, приверженцы исторической достоверности находят в фильме множество несоответствий духу эпохи – от растрёпанной причёски Элизабет, не подобающей моде XIX века, до чересчур фамильярного поведения персонажей (герои заходят в гости без должных церемоний и свободно обсуждают личные дела, что в реальной жизни джейн-остиновских времён было немыслимо). Однако для меня, как и для многих зрителей, эмоциональная магия этой экранизации перевешивает любые неточности. Ведь именно благодаря фильму Райта я влюбилась в вселенную Джейн Остин всем сердцем – и эта любовь проверена 20-ю годами. Мой «первый бал» с Элизабет Беннет Помню себя двенадцатилетней девочкой, случайно наткнувш

11 сентября 2005 года прошла премьера фильма «Гордость и предубеждение» режиссёра Джо Райта – и вот этой экранизации исполняется уже 20 лет. Время показало, что даже спустя два десятилетия лента продолжает вызывать тёплые чувства у поклонников, несмотря на некоторые неточности и вольности, которые ей ставят в упрёк критики. Да, приверженцы исторической достоверности находят в фильме множество несоответствий духу эпохи – от растрёпанной причёски Элизабет, не подобающей моде XIX века, до чересчур фамильярного поведения персонажей (герои заходят в гости без должных церемоний и свободно обсуждают личные дела, что в реальной жизни джейн-остиновских времён было немыслимо). Однако для меня, как и для многих зрителей, эмоциональная магия этой экранизации перевешивает любые неточности. Ведь именно благодаря фильму Райта я влюбилась в вселенную Джейн Остин всем сердцем – и эта любовь проверена 20-ю годами.

Мой «первый бал» с Элизабет Беннет

Элизабет Беннет в исполнении Киры Найтли
Элизабет Беннет в исполнении Киры Найтли

Помню себя двенадцатилетней девочкой, случайно наткнувшейся на фильм по телевизору. Я застала «Гордость и предубеждение» примерно с середины – и буквально утонула в этой истории, не в силах оторваться. Мне отчаянно нужно было узнать, чем всё закончится для острой на язык Элизабет Беннет и мрачного мистера Дарси. Собрав свои карманные деньги со всех копилок, я помчалась в книжный магазин за заветным томиком Джейн Остин. Это было недорогое издание в простой коричневой обложке, но я берегла его как сокровище. Проглотив роман, я отправилась за продолжением волшебства – в отдел дисков, где приобрела лицензионный DVD с фильмом Джо Райта (190 рублей счастья, как сейчас помню).

Английская версия DVD-диска
Английская версия DVD-диска

На диске меня ждали бонусы, которые только разожгли мой восторг. Я с упоением смотрела материалы о съёмках: как актёры репетировали бальные танцы, смеялась над неудачными дублями, слушала интервью с Кирой Найтли (Элизабет) и Мэтью Макфейденом (Дарси). Узнала, что для молодого режиссёра Джо Райта эта лента стала дебютом в большом кино, и что он сознательно выбрал более “земную” стилистику: показал быт семьи Беннет не идеализированно-рафинированным, а живым и простоватым – с грязью на подоле и суетой провинциального дома. Такая «версия с грязным подолом» должна была, по задумке автора, правдоподобнее подчеркнуть разницу в достатке между семействами Беннетов, Дарси и Бингли. Возможно, именно этот акцент на реализм и не понравился некоторым критикам, назвавшим подход Райта «небрежным по отношению к обычаям и условностям мира Остин».

Легендарный первый контакт без перчаток, после которого Дарси уходя внезапно сжимает руку – сцена, ставшая культовой у поклонников.
Легендарный первый контакт без перчаток, после которого Дарси уходя внезапно сжимает руку – сцена, ставшая культовой у поклонников.

Однако сильнее всего меня поразила романтическая химия между Элизабет и Дарси, переданная через, казалось бы, мелочи. До сих пор мурашки бегут по коже, когда вспоминаю их первое мимолётное прикосновение обнаженных рук. В одной из ранних сцен Дарси помогает Элизабет сесть в карету, и их руки на секунду соприкасаются – без перчаток, что по тем временам было интимно. Камера выхватывает этот момент, и когда Дарси отходит, он нервно разжимает и сжимает ладонь. Казалось бы, пустяк – а сердцу зрителя всё понятно. Эта безмолвная сцена оказалась настолько выразительной, что получила собственную жизнь в киномемах и обсуждениях: спустя годы критики называли её одной из самых чувственных сцен по признанию миллениалов, а в интернете разошлись тысячи постов и видео, анализирующих тот самый жест Дарси. Забавно, но режиссёр Джо Райт позже признался, что жест с рукой вообще не был прописан в сценарии – Мэтью Макфейден импровизировал, вложив в движение пальцев всю бурю чувств Дарси. И знаете что? Эта импровизация изменила всё – лично для меня именно тогда между героями «проскочила искра», и зародилась моя любовь к их истории.

Вскоре после первого просмотра я, разумеется, вернулась к фильму снова. И затем ещё не раз пересматривала его целиком. С каждой новой встречей с мисс Беннет и мистером Дарси моя привязанность крепла. Я ловила новые нюансы: как Лиззи бойко отпускает колкости, как изменяется влюблённый взгляд Дарси, как тонко сыграны сцены семейных перепалок в доме Беннетов. Этот фильм стал для меня своего рода личным “уютным” миром, куда я периодически возвращаюсь душой.

От сериала 1995 года до версии с зомби

Колин Ферт и Дженнифер Эль в роли мистера Дарси и мисс Беннет в сериале 1995 года.
Колин Ферт и Дженнифер Эль в роли мистера Дарси и мисс Беннет в сериале 1995 года.

Со временем я, конечно, познакомилась и с другими версиями “Гордости и предубеждения”. Посмотрела культовый британский сериал 1995 года с Колином Фёртом в роли Дарси. Классика есть классика: пятичасовая телесага следует книге почти дословно и снискала любовь многих поколений. Но должна признаться – мне сериал не запал в сердце так, как фильм 2005-го. Возможно, сказывается разница поколений: я впервые встретила Элизабет именно в исполнении жизнерадостной Киры Найтли, и её образ стал для меня эталонным (ничего не могу поделать – Кира – моя Лиззи). Да и сам формат полнометражного фильма, с его кинематографичным размахом, красивой музыкой и операторской работой, очаровал меня сильнее, чем камерная ТВ-постановка. Колин Фёрт, бесспорно, был великолепным Дарси – но Мэтью Макфейден привнёс в образ некую трогательную робость и уязвимость, которая меня подкупила. (Забавно, что много лет спустя Макфейден прославился в совершенно ином амплуа – сыграл циничного бизнесмена Тома в сериале «Наследники», и посмотрев его, я открыла актёра с новой стороны. Но это уже другая история!)

Элизабет Беннет и мистер Дарси в исполнении Лили Джейс и Сэма Райли в "Гордость и предубеждение и зомби"
Элизабет Беннет и мистер Дарси в исполнении Лили Джейс и Сэма Райли в "Гордость и предубеждение и зомби"

Помимо классических версий, судьба свела меня и с более необычными интерпретациями истории о мисс Беннет. Кто бы мог подумать, но одним из моих «запретных удовольствий» стал фильм «Гордость и предубеждение и зомби» (2016). Изначально я восприняла идею с раздражением – как можно опошлять нетленку Джейн Остин зомби-пародией?! Однако со временем оценила шутливый подход. В этом фантасмагоричном миксе Англия кишит живыми мертвецами, сестёр Беннет с детства обучают боевым искусствам (причём отправлять дочерей учиться в Японию тут считается шиком, хоть Китай и готовит воинов покруче! Наши девочки, конечно же, обучались именно у китайских мастеров), под пышными юбками у леди спрятаны кинжалы, а мистер Дарси выступает в роли охотника на зомби. Звучит дико, но, представьте, дух оригинала там тоже угадывается. И пускай мечи звенят не хуже бальных скрипок, а вместо светских бесед герои рубят чудовищ – искры между Элизабет и Дарси летят всё так же, как и при первых тактах английского кантри-данса. Страсть и химия персонажей держатся на тех же принципах, что и 200 лет назад, просто высказаны другим языком. Возможно, именно поэтому я и полюбила этот полушутливый фильм – он показал, что великая история любви работает в любом жанре, хоть в романтической драме, хоть в треш-комедии с зомби. Теперь «Гордость… и зомби» – мой неизменный спутник в долгих поездках: в поезде надеть наушники, «включить» знакомых героев в непривычных обстоятельствах – и три часа пути пролетают незаметно.

Закулисье фильма 2005: от задумки до признания

Бесконечно трогательная сцена из финала
Бесконечно трогательная сцена из финала

Вернёмся, однако, к юбиляру – фильму 2005 года, который в своё время тоже был весьма рискованным проектом. Режиссёру Джо Райту студия доверила экранизировать Джейн Остин при том, что за десять лет до этого уже вышла “эталонная” версия 1995-го. Райт решил, что повторяться нет смысла, и выбрал иной угол зрения. Как уже было сказано, сценаристка Дебора Моггак сперва написала очень книжную, дословную адаптацию от лица Элизабет, но режиссёр попросил привнести свежести. Он перенёс действие чуть раньше по хронологии (на поздний XVIII век, а не на 1813 год, когда роман вышел) и сделал акцент на реалистичных бытовых деталях – чем немало шокировал поклонников классики. Например, дом семейства Беннет на экране явно не блистал богатством: Райт намеренно добавил “беспорядка и суматохи” в их усадьбу, чтобы подчеркнуть шаткое финансовое положение семьи. В сравнении с богатыми особняками Дарси и Бингли бедность Беннетов действительно стала заметнее – хотя некоторые критики посчитали, что режиссёр перегнул палку, превратив уважаемых джентри почти в крестьян. Тем не менее такой контраст отлично сработал драматургически.

Отдельно стоит сказать о подборе актёров. Студия настояла, чтобы на главную роль взяли звезду, ведь фильм планировался для широкой, в том числе молодой, аудитории. Выбор пал на Киру Найтли, которой на момент съёмок было 19 лет. Она уже прославилась благодаря «Пиратам Карибского моря», но образ Элизабет Беннет требовал от актрисы тонкой передачи характера эпохи. Кира, по моему мнению, справилась блестяще: её Лиззи получилась дерзкой, остроумной, эмоциональной – возможно, более экспрессивной, чем каноничная мисс Беннет, но именно такой полюбилась современным зрителям. Не зря критики особенно хвалили игру Найтли, отмечая её живость и естественность. Ба, юная актриса даже получила номинацию на “Оскар” за эту роль – в 20 лет, став одной из самых молодых номинанток в истории премии!

Партнёром Киры стал Мэтью Макфейден, тогда не очень известный за пределами Британии. Продюсеры волновались, что у него нет громкого имени, но режиссёр отстоял кандидатуру Макфейдена – и не прогадал. Его мистер Дарси вышел свежим взглядом на образ: менее надменный, более застенчивый и нервный в проявлении чувств, чем классическая версия. Интересно, что реакция публики на Дарси-Макфейдена разделилась: кого-то он приятно удивил новой мягкостью, а кто-то посетовал, что экранный мистер Дарси «недостаточно постепенно раскрывает эмоции, как это было в книге». Но лично мне импонирует именно трактовка Макфейдена – в его суровом молчаливом персонаже чувствуется внутренняя ранимость. К тому же между ним и Найтли, как по мне, просто идеальная химия. Возможно, сыграл роль возраст: актёры примерно соответствуют возрастам своих героев (Кира – 20, Мэтью – 30), тогда как в 1995 году Фёрту было за 35, Элизабет-Эль – около 26. Молодость Найтли и Макфейдена привнесла экранизации особую свежесть – даже президент Общества Джейн Остин отмечала, что новая пара выглядит ближе к литературным оригиналам по возрасту и энергетике.

-8

Среди второстепенного кастинга тоже сплошь удачи. Розамунд Пайк играла кроткую старшую сестру Джейн, Дональд Сазерленд – чудаковатого мистера Беннета, неподражаемая Джуди Денч украсила финал своим появлением в роли Леди Кэтрин де Бёр. Критики единогласно хвалили визуальную сторону фильма: операторская работа и музыка создавали нужную атмосферу. Оператор Роман Осин снял потрясающие панорамы английских полей на рассвете, бальные залы в свечах – картинка радовала глаз (не случайно художники и композитор Дарио Марианелли тоже были выдвинуты на «Оскар» за свою работу). Саундтрек Марианелли, кстати, заслуживает отдельной любви: нежная фортепианная тема “Dawn” из сцены утренней встречи Элизабет и Дарси до сих пор заставляет щемить сердце. В целом фильм имел успех: бюджет в $28 млн окупился многократно – мировые сборы превысили $120 млн. На Rotten Tomatoes (известный сайт с рецензиями и рейтингами кино) у него сейчас 87% положительных рецензий, а в консенсусе критиков говорится, что «хотя это очередная адаптация любимого романа, блестящая игра актёров и современная режиссёрская подача делают эту костюмную драму свежей и увлекательной». Многие отмечали дебютантскую смелость Джо Райта: он сумел и уважить классику, и угодить молодёжной аудитории, привнеся лёгкость и юмор. Неудивительно, что после такой удачи Райт ещё не раз сотрудничал с той же командой (в следующем фильме «Искупление» он снова позвал Найтли, композитора Марианелли, художника Сару Гринвуд и др. Я над фильмом рыдала и пересматривать его до сих пор сложно, хотя он очень и очень красивый!)

Конечно, были и ложки дёгтя: часть рецензентов сокрушалась об упущенной тонкой иронии оригинала – мол, фильм слишком прямолинейно играет на романтике в ущерб сатирическим нюансам Остин. Британский Time Out посетовал, что «романтическая мелодрама вытеснила на втором план остроумие и тонкий юмор Джейн Остин» Но, на мой взгляд, фильм просто расставил акценты по-другому. Лично мне, неисправимому романтику, такая интерпретация пришлась по душе. Чего стоит одна альтернативная концовка для американского проката: та самая сцена, где уже женатые Элизабет и Дарси мило воркуют на фоне озера Пемберли, а он называет её «миссис Дарси» (потому что ему сказано было называть ее так в моменты, когда он «абсолютно, полностью и безоглядно счастлив») и целует – ну разве не сладость! Эта сцена не входила в британскую версию (в Англии сочли её чересчур “голливудской”), но на моём DVD, к счастью, она была в дополнениях. И я обожаю пересматривать ее – пусть даже это вольность, но после всего пережитого за героев очень греет душу увидеть их абсолютно счастливыми.

Актуальность спустя 20 лет: новые версии и вечные темы

-9

Прошло два десятилетия, а интерес к «Гордости и предубеждению» не угасает – скорее наоборот, история обрастает новыми прочтениями. Сейчас, в 2025 году, меня одновременно радует и беспокоит новость: стриминг-гигант Netflix запустил съёмки нового мини-сериала «Гордость и предубеждение». Казалось бы, куда ещё? Но каждый поколение хочет свою версию, и вот – ждём премьеру (ориентировочно в 2026 году). К проекту привлечены серьёзные имена: сценарий пишет популярная британская писательница Долли Олдертон, режиссёр – Эрос Лин (известный по «Шерлоку»), а в актёрском составе целая россыпь звёзд. Главную героиню Элизабет Беннет играет Эмма Коррин (прославилась ролью принцессы Дианы в «Короне»), Дарси – Джек Лауден (снимался в «Дюнкерке» Нолана), миссис Беннет – сама Оливия Колман (она же королева Елизавета II из «Короны»!), мистер Беннет – харизматичный Руфус Сьюэлл. В общем, подбор впечатляющий. Однако не обошлось без смелых решений, которые многих фанатов привели в замешательство. Так, семью Бингли в новой версии будут играть актёры с другим цветом кожи – роль обаятельного мистера Бингли досталась ирландцу Дэрилу Маккормаку, а его сестры Каролины – Сиене Келли. Я всегда за разнообразие и не из тех, кто будет негодовать из-за смены этнического типа персонажа (в конце концов, в сказках и фэнтези мы уже привыкли к такому подходу). Но признаюсь: новость о тёмнокожих Бингли в контексте регентской Англии меня слегка озадачила. Наверное, слишком сильно в моём сознании укоренился образ рыжеволосых аристократов, какими были Бингли в фильме 2005 года. Создатели нового сериала уверяют, что свято придерживаются буквы оригинала во всём важном. Что ж, проверим! Я, конечно, дам шанс новой экранизации – любопытно увидеть свежее прочтение любимой истории. Хотя пока настроена немного скептически, надеюсь, качество постановки меня переубедит.

Новая семья Беннет в адаптации от Netflix
Новая семья Беннет в адаптации от Netflix

Почему же сама история «Гордости и предубеждения» переживает все эти переложения и не стареет? На мой взгляд, секрет в её универсальных темах. Джейн Остин в своём романе гениально совместила любовную линию с темой социальных предрассудков и роста над самим собой. Гордая, умная, но не богатая девушка и замкнутый, предубеждённый, но очень состоятельный и на самом деле ранимый сердцем мужчина – их столкновение характеров, диалоги, постепенное понимание и принятие друг друга трогают сердца уже который век. Меняются декорации – будь то викторианские балы или зомби-апокалипсис – а суть остаётся: человек должен побороть свою гордыню и предрассудки, чтобы стать достойным любви. Эта мысль вечна. Кроме того, Элизабет Беннет – героиня на удивление современная: независимая, с чувством собственного достоинства, с острым умом и чувством юмора. Неудивительно, что новые поколения девушек вдохновляются ею и сегодня. В эпоху, когда много говорят о самоценности женщины, о равноправии, образ Лиззи выглядит очень созвучно – она ведь всегда ставила уважение к себе выше выгодного брака, умела постоять за своё мнение. А мистер Дарси, в свою очередь, стал прототипом (и эталоном) так называемого «ideal gentleman» – сдержанного, но верного, готового работать над своими недостатками ради любимой. Интересно отметить, что в наше время даже исследователи культуры вспоминают мистера Дарси, рассуждая о привлекательности “новой мужественности” – мол, он сочетает традиционную решительность с уважением и уязвимостью, и такой образ особенно импонирует пост-#MeToo аудитории. Как бы то ни было, миллионы поклонников по всему миру продолжают перечитывать роман и пересматривать экранизации, находя в них утешение и вдохновение.

Проверенный временем фильм 2005 года тоже не теряет поклонников – наоборот, обретает новых. Молодёжь, рождённая уже после его выхода, внезапно открыла для себя этот “старый” фильм через соцсети. В TikTok ролики с фрагментами «Гордости…» набрали сотни миллионов просмотров, а тот самый жест рукой Дарси стал модным мемом (ему даже стали подражать в современных романтических сериалах в качестве пасхалки). Ко 20-летию прокатчики вновь выпустили фильм на большие экраны – весной 2025-го в некоторых кинотеатрах прошли юбилейные показы. Focus Features (студия, выпустившая ленту) отметила праздник красиво: выпустила лимитированный постер 20th Anniversary с Кирой Найтли в образе Элизабет. Мне, как верному фанату, приятно видеть такое внимание – значит, фильм и правда стал особенным для целого поколения.

Постер к двадцатой годовщине фильма
Постер к двадцатой годовщине фильма

Вместо заключения

Когда я думаю о своих 20 годах с “Гордостью и предубеждением”, на лице невольно появляется улыбка. Этот фильм был со мной и в детстве, и в юности, и во взрослой жизни. Каждый раз, включая его, я будто возвращаюсь домой – в мир, где под звуки пианино две гордые души находят путь друг к другу. Да, у экранизации Джо Райта есть недостатки, и люди могут бесконечно спорить, кто лучше – Фёрт или Макфейден (а может, вообще охотник на зомби Райли), насколько историчны прически и манеры героев. Но для меня эта версия всегда будет особенной. Она – как старый добрый друг, который поддержал первое увлечение классикой, научил ценить тонкий английский юмор, подарил множество грёз о собственном мистере Дарси. И, что самое удивительное, мой собственный мистер Дарси всё-таки нашёлся. Наша история тоже не обошлась без уроков и преодоления себя, во многом напоминая путь героев Остин: мы учились слышать и понимать друг друга, сбрасывать гордыню и предубеждения, чтобы в итоге стать ближе и счастливее.

Прошло двадцать лет, а я всё так же люблю каждый кадр «Гордости и предубеждения» 2005 года – с его утренними туманами, смеющимися сёстрами, кружащимися в танце парами, яростными диалогами под дождём и нежными признаниями под лунным светом. И мне кажется, буду любить и через следующие двадцать. В знак этой любви я недавно даже пополнила свою книжную коллекцию ещё одним изданием романа Остин – не смогла пройти мимо потертого томика, который заметила на стеллаже с «книгами в добрые руки» нашей библиотеки. Более того, всё чаще ловлю себя на желании собирать разные красивые издания «Гордости и предубеждения» и сделать под них отдельную полочку. (Дорогой супруг, если ты читаешь этот абзац – считай, что тебе тонко намекают на идею для подарка! 😉)

Моя недавняя находка
Моя недавняя находка

В общем, мой роман с «Гордостью…» длится уже две декады – и разгорается с новой силой. Хочется верить, что впереди нас ждёт ещё много поводов вернуться в этот прекрасный мир мисс Элизабет Беннет. А для тех, кто читает данную статью – это знак! Самое время взять в руки книгу или пересмотреть на досуге любую из экранизаций, что вам по душе.

Я же, каждый раз, открывая книгу или запуская просмотр кино, я словно снова оказываюсь той двенадцатилетней девочкой, впервые зачарованной этой историей. Только теперь рядом со мной есть собственный мистер Дарси, а значит, эта любовь к классике давно вышла за пределы страниц и кадров – она стала частью моей настоящей жизни.