Семь тысяч метров над уровнем моря, лютый холод, ветер, сбивающий с ног. Именно здесь, на одной из самых суровых вершин планеты — пике Победы — разворачивалась трагедия, унесшая жизнь сильной и опытной альпинистки Натальи Наговициной. Теперь из московской больницы, закованный в гипс от груди до ступни, об этой трагедии говорит человек, который должен был ее спасти — мастер спорта, участник трех спасательных операций на этой горе, известный альпинист Святослав Корнев. Его горькие слова — не просто рассказ о неудавшейся миссии, а обвинительный приговор системе, которая не смогла помочь. „Ей не повезло“, — многозначительно произносит Святослав. В этих простых словах — вся суть трагичности и непредсказуемости пика Победы, где скрывается и суровая реальность отечественного горного спасения.
Крушение надежды: первая неудавшаяся попытка спасения
После своего собственного восхождения на опасную вершину, сражаясь с усталостью, но прежде всего, будучи движим долгом перед товарищем, Святослав Корнев поднялся на борт вертолета в составе группы спасателей. Шанс добраться до Натальи Наговициной, терпящей бедствие на высоте семи тысяч метров, зависел от каждого взмаха лопастей и мастерства пилотов.
Однако судьба распорядилась иначе. Пилоты в сложнейших погодных условиях не смогли совершить посадку. „Машина буквально рухнула на ледник“, — вспоминает Святослав Корнев со своей больничной койки, подчеркивая внезапность и роковой характер происшествия. В одно мгновение операция по спасению превратилась в новую чрезвычайную ситуацию. Из сильного ветра и снежной мглы вертолет камнем пошел вниз. Резкий удар. Итог — командный пункт спасателей выбыл из строя.
Среди пострадавших — сам Святослав с серьезным вывихом тазобедренного сустава, пилоты с различными травмами. Те, кто был послан для помощи, сами стали нуждаться в эвакуации. Тем временем, Наталья Наговицина оставалась одна, ожидая помощи в своей холодной и неуютной пещере на вершине смерти. По сведениям осведомленных лиц, происшествие надломило дальнейший ход операции целиком. Последствия крушения вертолета оказались катастрофическими: посеяли панику и неуверенность среди других экипажей, выявили проблемы с техникой, а главное — съедали драгоценные часы. Пострадавших после вывезли вторым вертолетом. На высоте же оставалось спасателей — всего четверо. Специалисты горного спасения сходятся во мнении, что такой группы катастрофически недостаточно для спасения даже здорового человека в экстремальных условиях высоты. Шансов на транспортировку травмированной альпинистки в критическом состоянии — практически не существовало. Шансы Натальи на спасение таяли с каждым потерянным часом.
Невыполнимая миссия: почему помощь не достигла Натальи
Дальнейшая цепочка событий являет собой картину безвыходности и вынужденного выбора, который ложится тяжелым грузом на всех участников операции. Группа из четырех спасателей, оставшихся относительно работоспособными после крушения вертолета, была вынуждена действовать немедленно. Однако им нужно было решить, к кому идти первым. „Они направились для помощи к Роману Мокринскому и немцу Гюнтеру Зигмунду“, — объясняет Святослав Корнев. Холодная логистика высоты диктовала свои правила: Наталью Наговицину не могли спасти четверо, слишком тяжелыми были бы условия транспортировки. В то же время, добраться до её коллег, Мокринского и Зигмунда, было реальной, хотя и невероятно сложной задачей. Это был жестокий, но необходимый выбор – спасти тех, кому возможно помочь здесь и сейчас. С риском для собственной жизни спасатели вынесли с высоты Романа и Гюнтера.
Казалось бы, после этого освободившиеся силы можно бросить на спасение Натальи. Была сформирована новая группа во главе с опытным спасателем Виталием Акимовым. Но её путь лежал опять не к Наговициной. Почему? Альпинисты отправились на поиски тела итальянского альпиниста Луки Синегилья. Этот мужественный человек бросился на помощь Наталье, но погиб в процессе. Необходимо было установить точное место гибель Луки, чтобы в дальнейшем попытаться эвакуировать его останки для передачи семье. Однако и эта операция не была завершена. У руководителя группы, Виталия Акимова, резко обострилась старая травма позвоночника, из-за чего группе пришлось немедленно развернуться вниз, не достигнув цели. Теперь, как с горечью отмечает Святослав Корнев, найти место последнего пристанища отважного итальянца вряд ли удастся. Снег быстро заносит естественные укрытия в скалах. „Человек, который первым поспешил на помощь Наталье, останется лежать рядом с нею на этой проклятой вершине“, — звучит как заключительный реквием по несостоявшемуся спасению. Две жизни двух героев ушли в небытие. А вопрос ответственности повис в разреженном воздухе высоты.
Разбивая мифы: кого уже удавалось эвакуировать с пика Победы
В официальном комментарии руководителя базового лагеря экспедиции Дмитрия Грекова прозвучала категоричная фраза: „С 1955 года на пике Победы не удалось эвакуировать ни одного пострадавшего человека“. Однако Святослав Корнев, опираясь на свой личный опыт, готов дать опровержение этим словам. Суровая правда говорит иное.
Всего лишь месяцем ранее, рассказывает он, была проведена тяжёлая, но успешная операция по подъему и эвакуации останков погибшей альпинистки по имени Надежда. Эта девушка трагически погибла при попытке восхождения на пик Победы ещё в прошлом году. Её тело было обнаружено группой из семи спасаников под скалой Важа Пшавела на высоте более шести с половиной тысяч метров. Операция по транспортировке была адски трудной: длилась несколько дней, тело перемещали волоком по снегу и льду на протяжении целого километра, преодолевая перепад высот до отметки в пять тысяч метров, где эвакуация была завершена вертолетом. „Это был второй успешный случай подъёма погибшего человека с пика Победы в истории“, — подчеркивает Святослав, развенчивая удобный для отчётности миф.
Но что парадоксальнее — был прецедент спасения живого человека с подобной высоты. Точнее, целой группы. Четверо сильно израненных альпинистов на аппаратах искусственного дыхания практически были обречены на смерть на высоте около 7000 метров. И среди спасённых был сам Святослав Корнев. „Грудная клетка у меня была пробита, травм было много, боль была непереносимой,“ — вспоминает он тот кошмарный спуск, закончившийся сходом лавины и страшным падением. Им повезло в критический момент: падение завершилось недалеко от базового лагеря альпинистской группы Николая Тотмянина и Александра Душейко.
Казалось бы чудо: пострадавших случайно заметили среди ночи. Кто-то в их группе подал сигнал фонариком и громким криком о помощи из спального мешка. Это заметила участница соседней экспедиции. Началась отчаянная спасательная операция в экстремальных условиях. Группа Николая Тотмянина совершили невозможное — сумели спустить пострадавших. Факт их спуска своими ногами, пусть и с помощью, с такими травмами стал героической страницей. „Кремень, а не люди“, — так охарактеризовал их в своём экспедиционном рапорте Александр Душейко. Ирония судьбы этой истории весьма горька. Впоследствии судьба не пожалела и самих спасателей. Осенью прошлого года Александр Душейко трагически погиб в Гималаях в результате срыва вместе с группой товарищей также высоте многокилометровой пропасти. Его соратник по спасению группы Корнева, Николай Тотмянин, внезапно скончался от остановки сердца прямо в базовом лагере именно за день до начала событий гибели Натальи Наговициной, после своего восьмого восхождения. Пик Победы не прощал даже тем, кто спас тут жизни другим. Те, кто протягивали руку помощи, сами закончили свой путь на склонах этих тяжёлых гор.
Упущенные возможности: как можно было спасти Наталью Наговицину?
Остаётся самый мучительный вопрос, который не даёт покоя альпинистскому сообществу и всем, кто следил за попытками спасти Наталью: а были ли реальные шансы её спасти? Находящийся в больнице Святослав Корнев, с чувством горечи признаёт: „Шанс был“. И этот шанс так и остался нереализованным. Святослав перечисляет потенциальные возможности, не использованные или прерванные в силу разных обстоятельств, беспощадно раскрывая картину системных сбоев:
- Самостоятельный спуск при поддержке: Первым вариантом могла быть попытка организовать для Натальи Наговициной самостоятельный спуск в менее критическую зону ниже по склону, под скалу Обелиск, при активной страховке и помощи прибывших к ней Луки Синегилья и немца Гюнтера Зигмунда. Спуск этот невероятно крутой и протяженный — более километра вертикального падения высоты по скально-ледовому рельефу. Но это дало бы колоссальное преимущество по скорости эвакуации в дальнейшем (с пяти тысяч метров поднятие проще) и резко сократило бы зону действия спасателей для группы поддержки, снизив их риск гибели. Возможно, это был ключевой прорыв.
- Вертолетная эвакуация с привлечением специальной техники: Ежегодно весной возле горы осуществляется работающий на полях мобильный пункт МЧС вертолёт Еврокоптер эксплуатируемый московским отрядом „СКО МЧС“. Он имел шансы спуститься в осложненную зону. Проблема же заключалась в отсутствии лётчиков должной квалификации именно для таких сверхсложных заходов в условиях пика Победы. В итоге этого достаточно мощного вертолета просто прождали на земле. Еще позже прибыл итальянский вертолетный поисковый отряд со своими пилотами, но им так и не дали разрешения подняться из-за предупреждений синоптиков о неподходящих метеоусловиях. Еще одна возможность была потеряна.
- Выносливые носильщики-добровольцы: Существовал теоретический вариант транспортировке Натальи Наговициной напрямую по хребту живой цепочкой. Для этого требовалось мобилизовать одновременно до двух десятков опытных альпинистских групп на маршруте, готовых работать на уровне фактически семи тысяч метров высоты. На практике в конце альпинистского сезона столько физически сильных и одновременно готовых к такому смертельному риску людей на склонах попросту не нашлось бы. Оперативно сформировать подобную группу ни организаторы восхождений, ни МЧС технически оказались не в состоянии, хоть подобный опыт альпинисты знают на практике в других горных районах планеты.
И главный роковый удар: крушения вертолётов при подъёме спасательной группы полностью разрушило все ранее шаткие планы. Последняя надежда, связанная с прибывшей группой, пропала вместе с падением самолёта. „У Натальи появился бы призрачный шанс жить, если бы не тот страшный разбившийся вертолет,… Случилось как случилось“, — с горечью констатирует альпинист. Рок оказался сильнее всех усилий. Встаёт резонный вопрос: виновно ли здесь лишь совпадение обстоятельств или же к трагедии привели постоянные системные ошибки? Находящийся по долгу службы в системе МЧС источник без тени сомнения добавляет: „Ответы никто вам давать не будет…“
Горькая статистика: пик Победы продолжает собирать свою скорбную дань
Цифры применительно к пику Победы не врут, они поражают и пугают своей объективностью. Согласно недавно опубликованной официальной статистике Федерации альпинизма России на конец декабря предыдущего, 2024 года пиковая гора приняла за свою историю 1029 официально учтённых восхождений высшей категории сложности. Количество трагических случаев зафиксировано — 84. Вы готовы представить такую цифру? Уровень летальности на самом пике быть может составляет где-то четыре процента в абсолютных случаях по количеству аварий к количеству восхождений. Почти на каждой двадцать шестой экспедиции случается невосполнимая потеря.
И это только официальная статистика по учтенным фактам. Фактическое число погибших в зоне компетенции группы спасения может больше на десятки. Почему? Склоны горы — места давно обжитые и регулярно „пополняемые“ новыми останками из-за непредсказуемости стихии, безымянные путники, бесстрашный риск.
Последний альпинистский летний период добавил в „скандальный“ скорбный список дополнительные строки с именами:
- Наталья Наговицина (Россия, погибла при срыве во время спуска);
- Лука Синегилья (Италия, погиб при попытке оказания помощи Наталье Наговициной);
- Марьям Пилехвари и Хасан Сейфоллах (альпинисты иранского происхождения, пропали без вести у пика);
- Николай Тотмянин (Россия, умер незадолго до событий с Наговициной от сердечного приступа прямо в главном базовом лагере перед тем, как совершить восьмую попытку восхождения).
Сравнение с другими вершинами планеты заставляет серьёзно задуматься о тех опасностях, с которыми остаётся сталкиваться российским альпинистам в самом сердце Тянь-Шаня. Риск летального исхода
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!
Обязательно нажмите на колокольчик
- Вступайте в наш Телеграм-канал
- Вступайте в нашу Группу ВКонтакте