Ввиду сместившихся по понятным причинам акцентов, каждое пополнение корабельного состава ВМФ перетягивает на себя пристальное внимание СМИ и общественности. И благо повод имеется - сегодня поговорим сразу о трёх кораблях, каждый из которых представляет интерес.
Приветствую на канале!
Начать хотелось бы с одного из самых неоднозначных проектов прошлого и нынешнего десятилетия, а именно пр. 22160 - в Балтийске поднят Андреевский флаг на борту "Виктора Великого". Необходимость подобных кораблей неоднократно оспаривалась, однако, если рассматривать его в ключе универсальной боевой единицы, решающей широкий спектр задач, не требующих тяжёлого ударного вооружения, - лучше представителя не найти. Речь о патруле, разведке, доставке грузов и многое-многое другое. С другой стороны, критики правы, когда дело заходит о противовоздушной обороне - в современных условиях она крайне посредственная, хотя задел на будущее имеется. Во-первых, модульный принцип подразумевает, что когда-нибудь на корабле появится контейнер с упакованным в него ЗРК, интегрированным в системы корабля. А во-вторых, есть планы по модернизации, включающие установку ЗРК "Ресурс" - это немного урезанная версия "Редута", но с неплохими возможностями по перехвату многочисленных ПКР и дронов противника. Главная фиша "Ресурса" - все ракеты с активной ГСН.
Далее по списку у нас идёт "Ставрополь" - представитель хорошо зарекомендовавшего себя проекта 21631. Да, в условиях современного конфликта он заметно просел, а если говорить о ПВО, то уступает даже пр. 22160 вкупе с "Тором", но ударное вооружение здесь на высоте - модуль 3С14 на 8 ракет "Калибр". Это означает, что МРК доступна возможность нанести удар на дистанцию до 1600 километров в конвенциальном варианте ракет, а также до 2600 в ядерном - собственно, ради этой цели он и создавался, с возможностью передвигаться по крупным рекам внутри страны. Своего рода "костыль" в те времена, когда ещё действовал ДРСМД.
Однако есть нюансы и основной из них заключается в модернизированной пусковой. Если верить некоторым сообщениям, конкретно "Ставрополь" получил полноценную ВПУ, способную применять "Ониксы" и даже "Цирконы", что несколько меняет представление о проекте. Так, например, в составе КУГ он сможет выполнять роль плавучего арсенала и действовать по внешней указке, да хоть в паре с тем же "Виктором Великим". Не то чтобы "Калибр" не справился с подобной задачей, но его ПКР-версия заметно уступает сверхзвуковому "Ониксу", и уж тем более "Циркону".
Последним на сегодня кораблём будет "Тайфун" проекта 22800. Говорить о том, что он на голову выше предыдущей пары, не будем - судите сами. Взять хотя бы пусковую - если на "Ставрополе" разговоры о полноценной ВПУ идут на уровне слухов, то здесь никаких ограничений нет - "Каракурты" изначально создавались под куда более широкий список ракет, включая гиперзвуковые. Да и с мореходностью у них проблем нет. Ну а если разговор о защите от атак с воздуха, то здесь "Тайфун" вне конкуренции - за ПВО у него отвечает "Панцирь-М", превосходящий и "Тор", и уж тем более "Гибку". Более того, ЗРК неоднократно доказал свою эффективность не только в сухопутной версии, но и в морской - на его счету есть сбитые ракеты, выполненные по технологии "Стелс". Не то чтобы это были несбиваемые изделия, но и назвать их простыми язык не поворачивается.
В дополнение к всему вышесказанному идёт РЛК "Минерал-М", что в габаритах "Каракурта" выглядит весьма и весьма неплохо - дистанция обнаружения в активном режиме достигает 250 километров, в пассивном 450. К тому же главной фишкой комплекса выступает работа в связке, где подключённых в единую сеть кораблей может быть аж 9 штук. Это кратно повышает как ударные, так и оборонительные возможности, и всё в автоматизированном режиме.
Подводя итог отметим, что пусть этот год для флота оказался не самым однозначным, в первую очередь из-за ситуации с "Адмиралом Кузнецовым", в остальном же он довольно неплох - кораблей получено много, и это не смотря на серьёзное смещение фокуса в сторону сухопутной компоненты и авиации.