«Лежачая Эйфелева башня».
Конвейерный мост, который сейчас не работает, использовался с 1991 по
1992 год в шахте по добыче бурого угля на месторождении Клеттвиц-Норд
около Клеттвица. С 1998 года он был открыт для посетителей.
Этот F60 — последний из пяти F60. Монтаж проводился в период с 1988
по 1991 год. F60 начал работу в марте 1991 года. С момента ввода в
эксплуатацию и закрытия в июне 1992 года он переместил около 27 тысяч
км³ вскрышных пород. После воссоединения Германии рудник перешёл
введение общества «Lausitzer und Mitteldeutsche Bergbau-Verwaltung»,
которое закрыло рудник по приказу федерального правительства Германии и
реорганизовало его для большей экологичности и экономичности.
Комментарий нашего гида: «правительство нам сказало — у нас есть газ и нефть из России и уголь нам больше не понадобится».
F60 — серийное обозначение пяти конвейерных мостов для вскрышных
пород, используемых при открытой добыче бурого угля на лаузитцких
угольных месторождениях в Германии. Они были построены бывшим народным
предприятием TAKRAF в Лауххаммере и являются крупнейшими передвижными
промышленными машинами в мире.
В качестве конвейерных мостов они транспортируют породу, лежащую над
угольным пластом. Толщина снимаемого слоя составляет 60 м, отсюда и
название F60. В целом F60 имеет высоту до 80 м и ширину до 240 м. Его
длина составляет 502 м и его часто описывают как лежащую Эйфелеву башню.
Это не только самое длинное транспортное средство из когда-либо
созданных, но и самое большое транспортное средство по физическим
размерам, когда-либо созданным человечеством.
В рабочем состоянии F60 весит 13 600 тонн, что делает его также одним
из самых тяжёлых наземных транспортных средств, когда-либо созданных,
уступая только Bagger 293, который является гигантским роторным экскаватором.
Первый конвейерный мост строился с 1969 по 1972 год. В 1977 году он
был оборудован подающим мостом. Второй конвейерный мост был построен с
1972 по 1974 год, во время строительства был оборудован подающим мостом.
Третий конвейерный мост строился с 1976 по 1978 год, в 1985 году был
оборудован подающий мост. Четвёртый и пятый конвейерные мосты были
построены в 1986—1988 и 1988—1991 годах соответственно.
— очередная группа туристов направляется к самой высокой точке конструкции — площадка на высоте 74 метра
— Наш гид — бывший шахтёр, который работал здесь в 90х
У F60 есть две тележки, одна на стороне разгрузки (передняя) и одна
на стороне выемки (сзади), каждая из которых движется по двум рельсам
(колея 1435 мм). Помимо двух рельсов со стороны выемки грунта, есть ещё
два рельса для трансформаторной и канатной дороги. Всего на тележках 760
колёс, из которых 380 приводные. Максимальная скорость F60 составляет
13 м/мин (0,78 км/ч), а рабочая скорость — 9 м/мин (0,54 км/ч).
F60, включая два экскаватора, требует мощности 27 000 кВт (36 000 л.
с.). Мосту требуется 1,2 кВтч (4,3 МДж) электроэнергии для
транспортировки одного кубометра грунта от поперечных конвейеров до
отвала на высоте 75 м.
Транспортная лента в разрезе. Цена в то время: 1000 ост-марок за 1 метр, а такой ленты требовалось несколько сотен метров.
Бывшая столовая — сейчас здесь размещён центр для посетителей, небольшой музей, кафе и туалет.
С помощью этого спец-вагона переклыдывали рельсы на пару метров в левую или правую сторону.
Последние гости техно-фестиваля «Feel Festival», который проходил здесь за 1 день до моего приезда.
Затопленный котлован рядом с F60, глубина здесь достигает 58 метров. В
80х прошлого века, перед тем как начать добывать уголь, на этом месте
стояла деревня с населением 1000 челевек, которая была полностью
снесена.
В 2000 году эту достопримечатеьность посетил бундесканцлер Герхард Шрёдер.
На этом всё, билеты на экскурсию вы можете приобрести заранее на www.f60.de