Для того чтобы видеть будущее — в смысле ближайшее, с точки зрения трендов, — не надо быть супер-аналитиком или читать обзоры крупных компаний и каких-то гуру, у которых, в принципе, не существует природы. Достаточно начать что-то делать, используя современные средства, и главное — то, что есть сейчас: искусственный интеллект. Если вы с нуля, даже будучи абсолютным гуманитарием, из чистого любопытства начали учиться что-то создавать с помощью ИИ — не просто задавать ему вопросы из серии «как сделать гороховый суп», а именно создавать, — у вас есть несколько векторов.
Вы можете делать что-то с точки зрения текста, контента, медиа — и здесь, кстати, успехи ИИ пока самые скромные. Второй момент — люди пытаются автоматизировать ручной труд. Но тема автоматизации старая: инструменты развиваются более 50 лет, и когда вы добавляете к автоматизации ИИ, просто расширяется диапазон задач. Парадокс в том, что если проанализировать время, которое вы тратите на обучение и обслуживание этих автоматизаций, и ту реальную экономию, которую получаете, то в большинстве случаев выигрышь есть, но не настолько большой по сравнению со следующим этапом — когда вы с помощью ИИ начинаете создавать приложения. Когда вы создаёте сложные агентские системы, которые не просто автоматизируют, а создают, делают, решают задачи, которые руками, обычными приложениями или автоматизацией в принципе решить было невозможно. Понимаете, да?
Есть несколько уровней использования ИИ. Первый — вы максимум задаёте вопросы, что-то обсуждаете, делаете более интеллектуальный поиск, чем привычный Google, собираете отчётики, пишете тексты (не художественные — то, что он пока не умеет делать), либо генерируете картинки и видео. Но генеративный ИИ без режиссуры толком ничего не создаёт — кроме забавных вещей, на которые долго смотреть не получается. Самое большое направление — где действительно раскрываются возможности — это создание приложений. Почему это фантастический уровень? Потому что успех человека на любом поприще всегда связан с ремеслом, навыками, инструментами. Набор навыков, инструментов и знаний практически линейно определяет уровень возможностей. Если у вас инструмент максимум — гаечный ключ, вы крутите гайки, как бы ни хотели иначе. Набор навыков и инструментов — это граница ваших реальных возможностей. Идей может быть много, вы можете видеть массу полезных штук, которые поменяют жизнь людей, но непреодолимым барьером становится узкий набор инструментов и навыков.
До ИИ ваши возможности по увеличению этого набора были маленькие. Исключением стало программирование плюс интернет: когда люди получили доступ через веб-интерфейсы, можно было создавать сервисы для людей по всему миру — и они могли платить. Эта микрореволюция породила бизнес-революцию и создала современный мир, но доступ был только у тех, кто освоил код и инструменты. Сейчас этот барьер пал: ИИ его уничтожил, и парадигма меняется.
Раньше, к примеру, режиссёр мог реализовать своё видение только через толпу людей — художников, операторов, монтажёров и т. д. У него есть авторское видение, но физически реализовать его без огромного штата было невозможно. То же самое — в создании игр или приложений: геймдизайнер придумывает игру, но требуется толпа людей и куча инструментов. Исключение — писательство: любой мог писать. Во множестве других профессий люди были ограничены отсутствием доступа к инструментам.
Сейчас в некоторых областях ИИ это резко расширил. Если брать режиссёра, который хочет снять картину, вместо толпы людей у него может быть несколько ИИ-инструментов; ему надо лишь освоить их на достаточном уровне, чтобы создавать полноценное кино. Пока это, может быть, не сопоставимо с традиционным кинопроизводством, но это вопрос времени: скорость развития такова, что год-два — и посредники уйдут. То же самое — в огромном количестве профессий.