Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Учительница с татарским акцентом или история становления одной профессии

Обучение подрастающего поколения всегда было одним из главных приоритетов в татарской традиционной культуре. Религиозные знания, а так же навыки чтения и письма, дети получали в конфессиональных начальных школах (мектебе), работавших при каждой мечети. Однако до конца XIX в. татарские мектебе посещали только мальчики. Татарские девочки ограничивались уроками остазбики (супруги приходского имама), которые она давала у себя дома. В отличие от широких слоев населения, дочери татарских дворян и чиновников обучались и в русских учебных заведениях. Именно по их инициативе в 1870-е гг. возникли попытки организации женских русско-татарских школ. Однако в Казани несколько таких школ проработали лишь короткое время. Они закрылись из-за малочисленности учениц, желающих обучатся в светской школе оказалось немного. Но в свете быстро менявшихся условий жизни эпохи модерна становилось очевидным, что такого рода конфессиональные, гендерные ограничения крайне не выгодны всему татарскому обществу. Русс
Оглавление

Когда появились первые учительницы среди татар? Вопрос немного странный и сложный одновременно. Конечно, детей учили всегда. Мектебы и медресе при мечетях тоже были со времен татарских ханств однозначно. Но там были религиозные наставники (мударрис, хальфа, остазбика) и лишь в XIX веке в дело народного образования подключаются мугалли́м (учитель) и мугаллима́ (учительница). Именно они взяли на себя обязательства по преподаванию светских дисциплин в татарских школах. Но и тут с женским полом было все не так просто. Про становлении мугаллимы как отдельной, очень яркой социально-профессиональной группы, я и собираюсь поведать вам.

Учительницы (мугаллима) Татарской женской школы Фатихи Аитовой (Казань). 1910-е годы.
Учительницы (мугаллима) Татарской женской школы Фатихи Аитовой (Казань). 1910-е годы.

Татарские женские школы на рубеже XIX- XX вв.

Обучение подрастающего поколения всегда было одним из главных приоритетов в татарской традиционной культуре. Религиозные знания, а так же навыки чтения и письма, дети получали в конфессиональных начальных школах (мектебе), работавших при каждой мечети. Однако до конца XIX в. татарские мектебе посещали только мальчики. Татарские девочки ограничивались уроками остазбики (супруги приходского имама), которые она давала у себя дома.

В отличие от широких слоев населения, дочери татарских дворян и чиновников обучались и в русских учебных заведениях. Именно по их инициативе в 1870-е гг. возникли попытки организации женских русско-татарских школ. Однако в Казани несколько таких школ проработали лишь короткое время. Они закрылись из-за малочисленности учениц, желающих обучатся в светской школе оказалось немного.

Но в свете быстро менявшихся условий жизни эпохи модерна становилось очевидным, что такого рода конфессиональные, гендерные ограничения крайне не выгодны всему татарскому обществу. Русско-татарские школы в определенной степени побудили к переформатированию традиционного женского обучения при мечетях.

Например, в 1872 г. иркутский купец Загидулла Шафигуллин организовал в родной деревне Акзегитово (Цивильский уезд Казанской губернии) женский мектеб, чуть позднее предприниматель выстроил специальное здание под новое учебное заведение. В данной женской школе продолжала обучать местная остазбика (супруга муллы). Однако это стало важным шагом для дальнейшего развития женского образования.

В 1890-е гг. получает распространение новый звуковой (джадидский) метод обучения. В 1890 г. Магруй Барудия – супруга мударриса казанского джадидского медресе “Мухаммадия” Галимджана Баруди начинает давать уроки на татарском языке, применяя звуковой метод. Позднее эта инициатива была подхвачена и в других местностях. Например, в селе Болотце (Яубаш) Касимовского уезда Рязанской губернии открыла женскую школу остазбика Галимательбанат Биктимирова (Сулеймания). Она была родом из Казанского уезда и еще до замужества ее произведения были опубликованы в виде брошюр, в том числе о необходимости развития женского образования (“Тәргыйбелбанат”, 1892).

В 1897 г. открывается женская школа в селе Иж-Буби (Сарапульский уезд Вятской губернии). Она так же работала при новометодном мужском медресе братьев Буби. В дальнейшем школа в Иж-Буби была преобразована в женское медресе. На рубеже XIX-ХХ вв. в Казани организовала собственную школу Лябиба Хусаиния, одна из учениц и помощниц Магруй Барудии. Так в этот период складывалась база для подготовки татарских учительниц нового поколения.

Остазбика – вероучительница приходской школы

Необходимо обозначить некоторые характерные черты остазбики и мугаллимы.

Остазбика (или абыстай) – это всегда супруга приходского имама (как правило, являлась еще и дочерью муллы), в обязанности которой входило обучение основам ислама девочек своей махалли (прихода), уроки она давала у себя дома, получала пожертвования от родителей своих учениц, специальных разрешений на ведение преподавательской деятельности от нее не требовалось.

Мугаллима обучала чтению и письму, а так же проводила занятия по другим предметам светского характера в специально отведенном для этого помещении женской школы. Такие учебные заведения организовывались при поддержке богатых предпринимателей, которые являлись попечителями новых мектебов и медресе.

Семейный статус мугаллимы, как и социальное происхождение, не играл никакой роли в ее профессиональной жизни. Она получала фиксированное жалованье, назначенное ей попечителями женской школы. Мугаллима обучала не только девочек своего прихода, но и всех желающих. Могла работать без специального разрешения, однако у попечителей школы из-за этого возникали проблемы с надзорными органами.

С появлением специальных женских мектебов изменилась и роль остазбики. Во-первых, для обучения девочек община могла пригласить дополнительную учительницу-мугаллиму, за остазбикой оставалось лишь право вероучения. Во-вторых, после утраты статуса супруги муллы (например, после его смерти или развода), бывшая остазбика могла продолжать свою педагогическую деятельность, как в школе своего прихода, так и в другом женском мектебе.

Например, такую трансформацию мы видим на примере Мухлисы Буби, сестры братьев Буби. Дочь муллы с. Иж-Буби была выдана замуж за муллу из Мензелинского уезда, но брак оказался неудачным.

 Мухлиса Нигматуллина-Буби (1869-1937)
Мухлиса Нигматуллина-Буби (1869-1937)

После развода она вернулась в родное село, в дом родителей. Мухлиса-ханум посвятила себя педагогической работе в женском медресе. В 1912 г. Мухлиса Буби уехала в Троицк. Там она работала мугаллимой в женской школе Яушевых, с 1915 г. стала заведующей нового дарелмугаллимата (татарской учительской семинарии).

По-другому сложилась судьба Магруй Музаффарии, супруги казанского муллы Ходжиахмета-хазрата Музаффарова. Сразу после замужества молодая остазбика начала обучать девочек своего прихода у себя дома, но в 1893 г. её супруга лишили указа и он был отстранен от должности имама Сенной мечети. Семья лишилась основного источника дохода. Однако в 1901 г. Магруй Музаффарию пригласили в качестве вероучительницы в новую русско-татарскую женскую школу. В этом учебном заведении Магруй-ханум работала долгие годы.

Эта русско-татарская женская школа была организована в Казани спустя почти тридцать лет, со времен первых попыток открытия аналогичных школ. Попечительницей учебного заведения стала вдова статского советника Хадича Ахмерова. Русско-татарская школа завоевала доверие широких слоев мусульманского населения во многом благодаря авторитету остазбики Магруй Музаффарии и просуществовала вплоть до 1918 г. Кстати, сын Магруй-абыстай стал в советское время композитором и звали его Мансур Музаффаров.

Магруй Музаффария (вторая справа) с детьми и младшей сестрой. Фото: сообщество "Старинный татарские фотографии / Иске сүрәтләр".
Магруй Музаффария (вторая справа) с детьми и младшей сестрой. Фото: сообщество "Старинный татарские фотографии / Иске сүрәтләр".

Как уже было сказано выше, в первое время в женских школах преподавали остазбика, но с распространением звукового метода обучения не все из них справлялись с новыми учебными задачами. Поэтому попечители-реформаторы приглашали в свои мектебе учительниц, прошедших обучение в новометодных женских школах.

Роль дочерей имамов в развитии женского образования

Как социальная группа, татарские мугаллима окончательно сформировались к началу 1910-х гг. Например, в татарской литературе первые образы мугаллима появляются только с 1913 г.

В качестве промежуточной социальной группы между остазбика и мугаллима можно отметить женщин из семей религиозных служителей, получивших домашнее образование и ставших самостоятельными вероучительницами в силу различных семейных обстоятельств. В эту группу входят и Мухлиса Буби (1869 г.р.), и Магруй Музаффария (1873 г.р.), и Лябиба Хусаиния (1880 г.р.).

Лябиба-ханум родилась в семье сельского имама, но была замужем за казанским приказчиком. В школе Лябибы Хусаинии в 1900-е гг. работала Фахира-ханум, тоже происходившая из семьи деревенского муллы. Она была разведена и имела взрослую дочь, а впоследствии уехала из Казани, учительствовала сначала в Нижнем Новгороде, затем в одной из деревень Закамья. Происхождение из семей духовенства «оправдывало» в глазах традиционного мусульманского общества самостоятельную педагогическую работу этих женщин. Например, в 1901 г. в женской школе с.Торбаево Касимовского уезда работала учительницей 26-летняя вдова из Казанского уезда – Сагадат Сулейманова. Она приходилась родной сестрой Галимательбанат Сулеймании (Биктимировой), являвшейся остазбикой в селе Болотце.

Лябиба Хусаиния крайняя справа. 1910-е годы.
Лябиба Хусаиния крайняя справа. 1910-е годы.

Самостоятельная деятельность этих женщин в сфере народного образования была определенным вызовом обществу. Так, по воспоминаниям учениц школы Лябиби Хусаинии, она была зависима от общественного мнения. Некоторые консервативные силы обвиняли ее в том, что в ее школе развращают учениц, настраивают их против ислама и семьи. Поэтому во избежание лишних разговоров, для поддержания положительного имиджа своего учебного заведения, Лябиба-ханум всегда старалась соответствовать социальным ожиданиям широких масс.

Например, в 1890-1900-е гг. носила традиционную одежду (на улице покрывалась чапаном), не посещала татарский театр и вечера, долго не фотографировалась. Между тем, по словам учениц, Лябиба-ханум интересовалась новшествами своего времени, ей были интересны и театр, и фотографирование. А когда в 1910-х гг. выход татарской женщины на улицу с чапаном на голове большинством населения считалось признаком её культурной отсталости, она уже оставила этот предмет гардероба.

Продолжение следует...