Альбина любила мужчин, старалась найти своего: обеспеченного, симпатичного. Но ей не везло. Нет, мужчины реагировали на очень симпатичную молодую девушку, но это была не та реакция, которая нужна была Альбине. Она-то хотела, чтобы ее отвели в ЗАГС, открыли перед ней будущее (читать надо – кошелек и отсутствие работы).
Мужчины же почему-то хотели отлично проведенного времени, вкусной еды и никаких обязательств. Они уходили, женились, но не на Альбине.
В какой-то момент, когда возраст уже прилично перевалил за тридцать, Альбина решила:
- Так, у Артура прекрасный доход, две квартиры, машины, а он живет с какой-то «шваброй», которая больше меня и не так хороша, да и детей у него нет, алименты платить не будет. Так что ничего его с женой не держит.
Она перестала предохраняться, правда, сказав Артуру, что пьёт таблетки. А через пару месяцев ахнула:
- Артур, таблетки сбой дали, я вроде как того-самого, ребенка жду.
- Так, были цветочки, а вот и ягодки пошли.
- У нас теперь будет настоящая семья: ты, я и ребенок.
- Семьи у нас не будет, Альбина. С такими, как ты, хорошо время провести, но жениться я на тебе не буду. Родится ребенок – алименты платить буду, не более того.
- Да я тебя безо всего оставлю, в суд подам.
- Подашь в суд, вообще копейки получать будешь.
- Я твоей жене все расскажу, она тебя бросит.
- Жена моя уже год как в больнице лежит, после операции восстанавливается. Я же здоровый мужчина со своими потребностями, она дала добро на такие отношения. Так что последствий для меня это иметь не будет. От жены я не уйду.
- Но у вас нет детей.
- Ты родишь, у меня будет ребенок. Может, вообще отдашь?
- Не дождешься.
Альбина родила, Артур платил ежемесячно приличную сумму на Олега, готов был брать сына брал, заниматься им, но Альбина ограничивала это общение:
- Сейчас переманит к себе Олега, останусь я без алиментов.
Артуру же говорила, что маленького ребенка она не даст, вот подрастет – общайтесь.
Однако сам мальчик Альбину раздражал и откровенно мешал ей принимать очередных кавалеров, строить личную жизнь.
Альбина кричала на него, могла стукнуть, раздраженно закрыть Олега в своей комнате.
Олег рос, учился хорошо, но домой его не тянуло. Он видел, как менялись мамины маски – от приторной заботы до откровенного презрения, в зависимости от того, кто сидел на диване напротив. Между этими унылыми спектаклями у мальчика была радость – съездить к бабушке. Уже во втором классе к бабушке стал приезжать отец Олега, познакомился с ним. Олег все больше привязывался к Артуру. Пусть и редкие, но встречи с ним, его неловкие, но искренние попытки наладить контакт, знакомство с женой отца, показали Олегу другой мир: спокойный, добрый, теплый, без лицемерия и погонь за миражом. Это была его тайна, островок стабильности, который давал силы жить, чего-то добиваться.
Олег занялся спортом, мать даже не знала об этом. Уходил сын рано, приходил поздно, уроки сделаны, учился отлично. Никто ее не раздражал и не тревожил.
Были дни, когда у Олега рано заканчивались занятия, не было тренировок. Он приходил домой, оставлял портфель и отправлялся в долгие, задумчивые прогулки по улицам. Домой было нельзя: там мама смеялась визгливым заискивающим смехом перед очередным приятелем, а Олег мешал. Так что Альбина отправляла его «погулять», и не открывала дверь, пока кавалер не уйдет.
Олег бродил по улицам, наблюдал за окнами других домов, где горел тёплый свет, где, казалось, царили иные правила.
О таких моментах он старался никому не рассказывать. Иначе мать грозилась тайно увезти его и сдать в детский дом. Маленький Олег в это верил и молчал.
На самом деле Альбина просто боялась потерять алименты от Артура, которые были весьма приличными.
Но мальчик рос, стал подростком, и фактически переехал к бабушке, часто виделся с отцом. Бабушки не стало, когда Олегу исполнилось 18 лет. Детей у бабушки было несколько, в том числе и Альбина. Они вступили в наследство, продали квартиру, деньги поделили.
Олег какое-то время жил с мамой, после школы переехал к отцу. В восемнадцать лет Артур подарил сыну студию. Олег на тот момент учился в ВУЗе, поступил на бюджет. Но он знал – не прошел бы на бюджет, отец оплачивал бы ему учебу.
Он часто бывал в семье отца. Как-то он после учебы и занятий чуть не уснул за обеденным столом на диванчике, а супруга отца подошла, погладила по голове и укрыла пледом. Олегу, за которым никогда так не ухаживали, был так тепло и приятно, что он просто щекой прижался к ладошке этой доброй женщины, принявшей его.
- Спи, сынок, ты устал, - мягко сказала она.
Олег, когда ушел от мамы, почувствовал, что жить стало легче, никто не давит, никого он не раздражает, никому не мешает. Отец с его супругой стали ему опорой. В какой-то момент Олег понял, что он может прийти к ним с любой проблемой и его выслушают, поймут, помогут, поддержат.
Но мать все равно продолжала войну с сыном, она оскорбилась, когда он ушёл к отцу. А когда узнала, что Артур купил сыну студию, разразилась криками.
- Живешь там жируешь на папашины деньги. Я уже не нужна, я уже не мать, - кричала она. – Оставил меня одну. А я из-за тебя не смогла жизнь свою построить, замуж выйти. Ты мне обязан всем! Не будь тебя, у меня все в жизни сложилось бы иначе.
- Мама, никому еще ребенок не мешал построить личное счастье, да и родился я у тебя поздно, было время выйти замуж. И жила ты неплохо, отец хорошие деньги платил. Я не могу нести ответственность за то, как ты распоряжаешься своей жизнью.
Альбина могла звонить ему, начать плакать, кричать, обвинять его в чёрствости и неблагодарности. Но Олег уже не поддавался на эти манипуляции.
Когда Олег женился, мать кричала, что он обязан ей: платить, ухаживать, бросить все, а он женится на какой-то. Альбина наговорила гадостей невесте Олега, и тот прервал общение с матерью, даже на свадьбу не пригласил.
Шли годы, Альбина состарилась. Сын с ней общался мало. Продукты ей привозила доставка, раз в неделю приезжала клининговая компания, делали уборку. От работника по уходу мать отказалась, а Олег не настаивал.
- Пусть твоя краля приходит, готовит и ухаживает за мной, - заявила она сыну.
- Моя жена работает, впрочем, как и я. И она к тебе ходить не будет, ей есть чем заняться. Надо – наймем приходящую сиделку.
- А что, чужой человек будет? Нет, тогда ты ходи.
- Нет, мама, я могу навестить тебя, не более того, - ровно отвечал Олег, стараясь не поругаться с мамой, не поддаваться на ее провокации.
- Вырастила сыночка, бросил мать.
- Я помогаю тебе, мама.
Альбина стала болеть, плохо ходить, Олег оплачивал соседке услуги по уходу за мамой. Других мать к себе не допускала.
В 2022 году Альбины не стало. Олег похоронил ее, сходил к нотариусу, где выяснилось, что есть завещание, составленное Альбиной, подписанное рукоприкладчиком, в пользу той самой соседки.
Олег обратился в суд:
- Прошу признать завещание недействительным. Я единственный наследник, после мамы осталась квартира. Она была в достаточно бодром состоянии, могла пользоваться телефоном сама, так что и подписать завещание была в состоянии лично, рукоприкладчик тут ей был не нужен. Вдобавок завещание за маму подписала дочь той дамы, на которую написано завещание, а это прямое нарушение закона.
Соседка возражала:
- Бросил мать, а мы за ней, как за родной ухаживали. Ноги у нее болели, суставы ломило, она еле ходила. Альбина хотела подарить мне квартиру за все доброе, что мы делали для нее.
Суд первой инстанции в иске Олегу отказал, но вторая инстанция отменила это решение:
…Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, …., разрешая спор и удовлетворяя иск наследника, пришел к правильному выводу о признании завещания недействительным, поскольку завещание Альбины, составленное в пользу соседки подписано по просьбе наследодателя в присутствии нотариуса рукоприкладчиком … – родной дочерью соседки, которая не вправе была его подписывать…
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», завещание может быть признано недействительным по решению суда, в частности, в случаях: несоответствия лица, привлеченного в качестве свидетеля, а также лица, подписывающего завещание по просьбе завещателя (абзац второй пункта 3 статьи 1125 ГК РФ), требованиям, установленным пунктом 2 статьи 1124 ГК РФ; присутствия при составлении, подписании, удостоверении завещания и при его передаче нотариусу лица, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруга такого лица, его детей и родителей (пункт 2 статьи 1124 ГК РФ); в иных случаях, если судом установлено наличие нарушений порядка составления, подписания или удостоверения завещания, а также недостатков завещания, искажающих волеизъявление завещателя.
По смыслу вышеуказанных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации подписание завещание вместо завещателя детьми лица, в пользу которого составлено завещание, является основанием для признания завещания недействительным.
Соседка подала кассационную жалобу, но решение осталось в силе – завещание недействительное.
- Шустрые какие, - покачал головой Олег. – Деньги получали, ухаживали, да еще и квартиру оттяпать решили.
- Что делать с ней будешь, с квартирой? – спросила жена отца.
- Скорее всего продам, мама. Отец рядом с вами участок земли выкупил, дом буду строить, чтобы быть поближе.
- Ой, как славно, внуки будут рядом. А ты бы квартиру сдал, не продавал. Дети растут, пригодится. Денег на строительство хватит: ты зарабатываешь, мы с отцом поможем.
- Я подумаю, мама.
*имена взяты произвольно, совпадение событий случайно. Юридическая часть взята из:
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 N 88-32410/2023