Найти в Дзене

Начало разговора о русском фаянсе

Добрый день! Давайте сегодня поговорим о русском фаянсе. Может быть любителям фарфора покажется эта тема неинтересной. Я отнесусь к этому с пониманием. Сразу скажу, что сама я пришла к фаянсу через фарфор. Я очень люблю русский фарфор, но русский фаянс стал моей отдельной симпатией и привязанностью. Фаянс значительно теплее фарфора. Он очень уютный и самобытный. Давайте немного окунемся в историю. Все вы знаете, что фаянс начали производить значительно раньше, чем фарфор. По данным «Статистических ведомостей о состоянии российских мануфактур с 1815 по 1821 год», в 1813—1814 годах в России существовал 31 керамический завод, а в 1817 году уже 45. К XIX веку Россия пришла не новичком в керамическом деле. Она имела солидный опыт в лице старых народных промыслов Гжели, а также завода Гребенщикова, Казенного фаянсового завода в Санкт-Петербурге, Императорского фарфорового завода, фарфорового завода Гарднера в селе Вербилки и других, пока еще мало изученных предприятий XVIII века. Производств

Добрый день! Давайте сегодня поговорим о русском фаянсе. Может быть любителям фарфора покажется эта тема неинтересной. Я отнесусь к этому с пониманием.

Сразу скажу, что сама я пришла к фаянсу через фарфор. Я очень люблю русский фарфор, но русский фаянс стал моей отдельной симпатией и привязанностью. Фаянс значительно теплее фарфора. Он очень уютный и самобытный.

Давайте немного окунемся в историю. Все вы знаете, что фаянс начали производить значительно раньше, чем фарфор. По данным «Статистических ведомостей о состоянии российских мануфактур с 1815 по 1821 год», в 1813—1814 годах в России существовал 31 керамический завод, а в 1817 году уже 45.

К XIX веку Россия пришла не новичком в керамическом деле. Она имела солидный опыт в лице старых народных промыслов Гжели, а также завода Гребенщикова, Казенного фаянсового завода в Санкт-Петербурге, Императорского фарфорового завода, фарфорового завода Гарднера в селе Вербилки и других, пока еще мало изученных предприятий XVIII века.

-2

Производство тонкого фаянса зародилось у нас в начале XIX века и в первой четверти этого столетия сложилось в заметную для того времени промышленную ветвь. Мы с вами говорим о том фаянсе, который очень близок к фарфору, как по внешнему виду, так и по ряду других качеств.

Во многих губерниях страны были открыты фаянсовые заводы, которые стали производить изделия для внутреннего рынка.

Развивающееся русское фаянсовое производство делалось все более и более значительным и требовало к себе внимания. Однако интенсивное проникновение в страну иностранных товаров тормозило его рост, равно как и рост ряда других отраслей промышленности.

Один из зачинателей русской фаянсовой промышленности — Андрей Ауэрбах — в 1811 году пишет: «Как выделываемый мною фаянс по доброте своей заменяет иностранный, а к тому ж по деятельности моей удалось изобресть все потребные для оного материалы в самом отечестве, то и потребно дабы в чужие земли деньги не уходили... высочайше запретить ввоз таковой посуды, подобно как запрещены привозы зеркал, бумаги и пр., от такого запрещения фабрика моя не токмо будет в состоянии распространиться, но и многие другие охотники заведутся в государстве иметь сию необходимую посуду»!

Стараясь поддержать молодую русскую промышленность, правительство проводит на протяжении первой четверти столетия протекционистскую таможенную политику.

Уже в 1800 году оказалось возможным запретить ввоз заграничных керамических товаров вследствие «достаточного количества фарфора и всякой каменной посуды с глазуром», изготовляемых в России. В 1822 году был введен особо жесткий тариф, который назначал высокие пошлины на заграничные изделия, а многие из них вообще запрещалось ввозить.

Давайте прервем экскурс в историю, его мы продолжим позже. А сейчас посмотрим сухарницы, изготовленные на заводе М.С. Кузнецова.

-3

От вас часто поступают вопросы про название «Сухарница» - что раньше ели так много сухарей, что для них специально стали делать особую посуду? Конечно, же это не так. Подобные «сухарницы», как правило, использовались для подачи сдобной выпечки к чайному столу.

-4

Разнообразие форм и рисунков настолько огромно, что даже превышает количество форм «маслениц», которых, как вы знаете очень-очень много. Как правило, многие сухарницы имели свое название, которое, зачастую, было связано с ее формой или декором. Чего только стоят такие названия: сухарница плетеная; раковиной; дубовым листом; аля-грекъ; ландышем; астрой и множество других.

-5

Предлагаю вам присмотреться к русскому фаянсу под другим углом и разделить со мной его магию и очарование.

-6

Еда
6,93 млн интересуются