Британский актёр Джуд Лоу рассказал о трудностях, с которыми столкнулся, играя молодого Владимира Путина в картине "Кремлёвский волшебник". Фильм французского режиссёра Оливье Ассаяса был представлен на 82-м Венецианском кинофестивале и сразу вызвал интерес как у критиков, так и у публики. По словам Лоу, самой большой проблемой стало то, что "публичное лицо [Путина], которое мы видим, почти ничего не показывает".
Я чувствовал это противоречие: пытаться показывать очень мало, но при этом чувствовать ужасно много и передавать это изнутри,
- признался актёр.
Он отметил, что старался избегать прямого подражания политику, работая скорее над тем, чтобы ухватить его суть - сдержанность, скрытую напряжённость, внутреннюю энергию.
Книга и экранизация
Фильм снят по одноимённому роману швейцарско-итальянского писателя Джулиано да Эмполи, опубликованному в 2022 году. Книга сразу стала бестселлером, попала в список лучших по версии Bloomberg и привлекла внимание европейских режиссёров.
Сценарий Ассаяса охватывает путь главного героя - политтехнолога Вадима Баранова, во многом списанного с бывшего куратора внутренней политики Кремля Владислава Суркова. Его сыграл американский актёр Пол Дано, известный по фильмам "Нефть", "Фабельманы" и "Молодость". В картине Баранов - своеобразный рассказчик, который ведёт зрителя через 1990-е и 2000-е годы, постепенно оказываясь в самом центре политических трансформаций России.
Съёмки проходили в Риге и других городах Латвии, где удалось воссоздать атмосферу постсоветской Москвы. Отдельные сцены дополнялись компьютерной графикой: купола собора Василия Блаженного напоминали кондитерский торт, а стены Кремля выглядели почти как декорации исторического фильма.
Сюжет и персонажи
История построена как исповедь Баранова. Он встречается с западным журналистом (его играет Джеффри Райт) и рассказывает о своей жизни: от театральных экспериментов и телевизионных проектов до становления в качестве "нового Распутина" у будущего русского лидера, рассказывает МК.
В фильме появляются реальные фигуры российской политики и бизнеса: Борис Ельцин, Борис Березовский, Дмитрий Медведев, Игорь Сечин. Часть персонажей названа своими именами, другие - под вымышленными фамилиями. Этот приём создаёт у зрителя эффект "угадайки": кто скрывается за экранным образом.
Отдельная глава посвящена Владимиру Путину. Именно здесь в кадр входит Джуд Лоу. В одной из ключевых сцен хронику инаугурации 2000 года сменяет изображение реального Путина, которое плавно трансформируется в актёра. На экране возникает фигура сильного, молчаливого и одновременно настороженного лидера. По признанию критиков, Лоу сумел точно передать пластику, походку, характерные движения. Иногда, впрочем, он слишком подчёркивал сжатые губы, но в целом образ получился убедительным.
Есть и сцены, наполненные иронией и даже гротеском. Так, Ельцин представлен карикатурным персонажем: то поёт на эстраде, то еле держится на ногах. Березовский в исполнении Уилла Кина выглядит демонической фигурой, почти "серым кардиналом", управляющим из-за кулис.
Венеция и контекст
Премьера "Кремлёвского волшебника" состоялась 31 августа на Венецианском кинофестивале. Картина вписалась в традицию фестиваля показывать фильмы о политиках и их окружении. В разные годы здесь представляли проекты об Уго Чавесе, Сильвио Берлускони, Муаммаре Каддафи.
Публика отреагировала на картину с интересом. Улыбку вызвало участие Disney в числе сопродюсеров - в длинном списке компаний это имя выглядело почти абсурдно. Но в целом работа Ассаяса была воспринята как попытка в художественной форме осмыслить политическую историю России последних тридцати лет.
В фильме заметно стремление показать не только конкретных персонажей, но и саму атмосферу эпохи. Здесь и дух 1990-х, и олимпийские амбиции Сочи, и тени майдана, и даже фигура Евгения Пригожина в "ранней версии". В одной из сцен военные поют под гармонь "Валенки", бабушка печёт пирожки - и всё это соседствует с манипуляциями медиа и закулисной борьбой за власть.
Лоу и роль молчания
Для Джуда Лоу это одна из самых необычных работ. Обычно актёру приходится выражать эмоции, но в случае с образом Путина он столкнулся с иной задачей: сыграть скрытность.
Я чувствовал необходимость транслировать напряжение и энергию без внешних проявлений. Это непросто: зритель должен почувствовать внутреннюю силу, даже если лицо неподвижно,
- рассказал он.
Такое актёрское решение оказалось созвучным общей идее фильма: политическая история подана не как последовательность событий, а как игра смыслов, недоговорённостей и тайн.
Между вымыслом и реальностью
"Кремлёвский волшебник" балансирует на грани художественного вымысла и политической хроники. Некоторые сцены выглядят почти документально, другие - нарочито фантастично. Ассаяс сознательно позволяет себе интерпретации: Березовский как "скрытый президент", Сурков-Баранов - новый Распутин, Путин - молчаливый центр притяжения.
Фильм заканчивается философским акцентом: Баранов, отвечая на вопрос о совести, показывает пустую ладонь - мол, руки чисты. Этот жест становится символом: личные роли растворяются в большой истории, где трудно определить, где правда, а где вымысел.
Итог
Фильм Ассаяса - не столько портрет Путина или Суркова, сколько попытка через художественные средства показать механизмы власти, которые редко видны снаружи. И именно поэтому работа Джуда Лоу привлекла такое внимание: он сумел сыграть не столько политика, сколько феномен молчания, в котором угадывается напряжение целой эпохи.
ФОТО: © MICHAEL STEINEBACH/ GLOBAL LOOK PRESS
"Публичное лицо Путина почти ничего не показывает" - эта фраза, произнесённая актёром, становится ключом к восприятию картины. Потому что в "Кремлёвском волшебнике" главное - не то, что произнесено, а то, что остаётся за кадром.
Ранее, как сообщал life.ru, Дмитрий Песков рассказал, как в Кремле реагируют на фильм с Джудом Лоу в роли Путина. "Путин - мировой лидер, влияние которого на мировые дела трудно переоценить. Поэтому интерес к нему также в различных странах мира вполне закономерен", - сказал Песков журналистам.
__________
Включи Царьград на МАКСимум. Любимый канал теперь и в новом мессенджере.