Найти в Дзене
Умному недостаточно

Десять важных фильмов 1996 года

Пёстрая коллекция. Кинопроизведения на любой вкус. 1. "Коля" / Kolja, Чехия, режиссёр Ян Сверак Начнём с "Коли", нежного, трогательного фильма, который обрёл множество поклонников во всём мире. Главный герой фильма, чех по национальности, чтобы подзаработать соглашается на фиктивный брак с русской женщиной, у которой в фильме даже нет имени. Она такой конструкт, мать-кукушка, подкинувшая своего родного пятилетнего сына своей родственнице, а сама сбежавшая на Запад. Родственница умирает и единственным попечителем Коли оказывается наш славный герой Франтишек. Он музыкант и убеждённый холостяк, а теперь вот ещё и должен выполнять обязанности отчима. Непростой сюжет выстраивания взаимоотношений осложняется интересом к Франтишеку известных государственных органов, так что отчим и ребёнок, нашедшие поддержку друг в друге, оказываются под угрозой разлуки. Герой может отправиться куда ему точно не следует, а Колю могут поместить в советский детский дом. Потом случается "нежная" или "бархатная

Пёстрая коллекция. Кинопроизведения на любой вкус.

1. "Коля" / Kolja, Чехия, режиссёр Ян Сверак

"Коля" / Kolja, Чехия, режиссёр Ян Сверак
"Коля" / Kolja, Чехия, режиссёр Ян Сверак

Начнём с "Коли", нежного, трогательного фильма, который обрёл множество поклонников во всём мире.

Главный герой фильма, чех по национальности, чтобы подзаработать соглашается на фиктивный брак с русской женщиной, у которой в фильме даже нет имени. Она такой конструкт, мать-кукушка, подкинувшая своего родного пятилетнего сына своей родственнице, а сама сбежавшая на Запад. Родственница умирает и единственным попечителем Коли оказывается наш славный герой Франтишек. Он музыкант и убеждённый холостяк, а теперь вот ещё и должен выполнять обязанности отчима.

Непростой сюжет выстраивания взаимоотношений осложняется интересом к Франтишеку известных государственных органов, так что отчим и ребёнок, нашедшие поддержку друг в друге, оказываются под угрозой разлуки. Герой может отправиться куда ему точно не следует, а Колю могут поместить в советский детский дом.

Потом случается "нежная" или "бархатная революция" и всё разрешается неожиданным образом. И тут даже не столь важно, как разрешается, сколько каким образом, с помощью чего разрешается. Исключительно с помощью любви.

Той самой, которая "долготерпит, милосердствует..., всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит...".

Такие фильмы всегда будут важны и нужны. Они возвращают человека к самому себе.

2. "Майкл Коллинз" / Michael Collins, Великобритания, США, Ирландия, режиссёр Нил Джордан

"Майкл Коллинз" / Michael Collins, Великобритания, США, Ирландия, режиссёр Нил Джордан
"Майкл Коллинз" / Michael Collins, Великобритания, США, Ирландия, режиссёр Нил Джордан

А этот прекрасный фильм замечательного Нила Джордана переносит зрителей в милую моему сердцу Ирландию начала XX века, когда после многолетних и даже многовековых усилий был заключён англо-ирландский договор об образовании Ирландского Свободного государства, получившего статус доминиона Британии и Северной Ирландии, оставшейся в составе Соединённого Королевства.

Это трагическое разделение единой страны привело к гражданской войне между сторонниками и противниками договора.

Дело не в том, чтобы глубже узнать историю Ирландии, а в том, чтобы погрузиться в мир верных, отважных, отчаянных людей, боровшихся за свободу своей страны и оказавшихся заложником политических решений.

Майкл Коллинз — великая и трагическая фигура эпохи. Эту роль прекрасно исполнил Лиам Нисон, ирландец по национальности, который был награждён Кубком Вольпи за лучшую мужскую роль.

Сам же фильм получил Золотого льва Венеции.

3. "День восьмой" / Le huitième jour, Бельгия, Франция, Великобритания, режиссёр Жако Ван Дормаль

"День восьмой" / Le huitième jour, Бельгия, Франция, Великобритания, режиссёр Жако Ван Дормаль
"День восьмой" / Le huitième jour, Бельгия, Франция, Великобритания, режиссёр Жако Ван Дормаль

Очень, очень интересный режиссёр Жако Ван Дормаль начинал как клоун. Нечто клоунское есть во всех его картинах. Дормаль экспериментирует с эмоциями — своих героев, своих зрителей и, предполагаю, с собственными.

"День восьмой" — о дружбе бизнес-консультанта в глубоком кризисе и милейшего юноши с синдромом Дауна, удравшего из приюта для интеллектуально неполноценных.

Это чудесный фильм, поверьте и проверьте. Фильм, настоянный на любви.

Талантливое кино.

4. "Тайны и ложь" / Secrets & Lies, Великобритания, Франция, режиссёр Майк Ли

"Тайны и ложь" / Secrets & Lies, Великобритания, Франция, режиссёр Майк Ли
"Тайны и ложь" / Secrets & Lies, Великобритания, Франция, режиссёр Майк Ли

Один из самых замечательных и значительных фильмов 1996 года.

Майк Ли — прекрасен, он снимает умные фильмы о людях, которых принято (кем, когда?) называть "простыми". Простыми людьми. Как будто есть люди сложные. Нет, серьёзно, вы считаете себя более сложным, чем ваш сосед справа, слева или живущий "вон в том большом, сером доме". Помните интонацию, с которой произносил это Петя Бачей в замечательной экранизации "Белеет парус одинокий"?

Но я отвлёкся, простите. Итак, в фильме рассказывается история о тёмной девушке и её потерянной и найденной белокожей маме. Мама вовсе не одинока, у неё есть семья и вот героиня фильма постепенно оказывается не только в курсе непростых отношений членов этой семьи, но и помогает увидеть (осознать) то, в чём они не хотели или не могли признаться ни себе, ни друг другу.

Фильм заслуженно получил множество премий, в том числе испанскую премию "Гойя" как лучший европейский фильм и американскую премию "Независимый дух" как лучший зарубежный фильм.

5. "Рассекая волны" / Breaking the Waves, Дания, режиссёр Ларс фон Триер

"Рассекая волны" / Breaking the Waves, Дания, режиссёр Ларс фон Триер
"Рассекая волны" / Breaking the Waves, Дания, режиссёр Ларс фон Триер

А вот "Рассекая волны" получил ту же премию "Гойя" в следующем, 1997 году.

Я не очень люблю кинематограф Ларса фон Триера.

"Рассекая волны" включаю в список в попытке быть объективным. Для меня этот фильм претенциозный, а когда я смотрел его в первый раз во ВГИКе меня укачало. Серьёзно.

Но если я его не включу в список, то меня никто не поймёт. Даже я сам :)

Значительное кино, конечно.

Я же могу не рассказывать, о чём этот фильм? Все же знают. Ну, а если этот текст прочитают те, кто не знает, так смотрите и получайте (или не получайте) наслаждение историей любви и формальными приёмами вроде "камеры в подпитии" (зернистое изображение и съёмка с рук).

А Ларса очень жалко. Он уже больше ничего, наверно, не снимет. Конечно, режиссёр огромного дарования.

6. "Добро пожаловать в кукольный дом" / Welcome to the Dollhouse, США, режиссёр Тодд Солондз

"Добро пожаловать в кукольный дом" / Welcome to the Dollhouse, США, режиссёр Тодд Солондз
"Добро пожаловать в кукольный дом" / Welcome to the Dollhouse, США, режиссёр Тодд Солондз

Я рад, что вспомнил об этом фильме и включил его в "десятку".

Это фильм американского семейства "независимых". Независимых режиссёров, понятное дело. Ниже будет ещё один такой фильм.

Кроме того, это как бы комедия о подростках. Да к тому же, "как бы комедия" слегка "чёрная", а может, и не слегка. Как мы знаем, в "чёрных комедиях" насмешке или иронии подвергаются темы, которые принято считать табуированными.

Главная героиня — двенадцатилетняя девочка, дитя некрасивое и в своей семье — увы — нелюбимое. Пушкину бы она понравилась, я думаю. И мне эта девочка нравится.

А самой девочке нравится красавец вокалист из школьной группы, но это так безнадёжно. Зато вполне надёжен издевающийся над ней одноклассник, по которому явно плачет колония.

Что ж я буду рассказывать вам весь сюжет, ни к чему это. Кино о взрослении ЧЕЛОВЕКА — история трудная и трогательная. В российском прокате фильму дали рейтинг "для взрослых", но, по-моему, это перебор.

7. "Фарго" / Fargo, США, режиссёры Джоэл, Итан Коэны

"Фарго" / Fargo, США, режиссёры Джоэл, Итан Коэны
"Фарго" / Fargo, США, режиссёры Джоэл, Итан Коэны

Обожаю "Фарго".

Любопытно было бы фильм за фильмом разобрать (ну, как разобрать, поразмыслить, проанализировать на сколько хватит умения) фильмы братьев.

А "Фарго" великолепное кино. Я не могу говорить о нём отстранённо. Тут всё поразительно хорошо: от сценария до... До всего.

А что же касается героини Фрэнсис Макдорманд, то, кажется, мало какая женщина в кино настолько покоряла меня. Лучше в совершенном виде — покорила.

8. "Шизополис" / Schizopolis, США, режиссёр Стивен Содерберг

"Шизополис" / Schizopolis, США, режиссёр Стивен Содерберг
"Шизополис" / Schizopolis, США, режиссёр Стивен Содерберг

Ага, вот и второй "независимый".

Слоган фильма: "Приходи раньше! Приходи чаще!". Но куда нас зовут?

Да вот же — в "Шизополис", в безумную вселенную замкнутого на себе, изнывающего от перегрузок "я". Или как лестно написал критик Михаил Брашинский — "фильм-кукиш, состоящий из сплошных кукишей". По-моему это восхитительный комплимент.

Содерберг умеет.

И этот фильм — его ранняя лебединая песня.

Содерберг здесь и сценарист, и режиссёр, и оператор, и композитор, и актёр и даже толмач, ибо фильм начинается с предупреждения, мол "дамы и господа, молодые и пожилые, если вы сочтёте сюжет фильма запутанным — помните, это не наша вина, всё дело в вас; вам придётся смотреть его снова и снова, пока вам не станет понятно всё".

Похоже, что Содерберг снял фильм для большого количества уютных вечеров. Либо вечеров в поисках кукишей.

9. "Миг невинности" ("Хлеб и цветок") / نون و گلدون, Иран, Франция, режиссёр Мохсен Махмальбаф

"Миг невинности" ("Хлеб и цветок") / نون و گلدون, Иран, Франция, режиссёр Мохсен Махмальбаф
"Миг невинности" ("Хлеб и цветок") / نون و گلدون, Иран, Франция, режиссёр Мохсен Махмальбаф

Мохсен Махмальбаф стирает границу между реальностью и вымыслом.

Точнее показывает, что эта граница стёрта.

Один юный политический оппозиционер в порыве ярости ударил ножом полицейского, был осуждён.

Двадцать лет спустя он снимает фильм об этом событии (именно так — режиссёр сделал фильм о событиях своей юности), но экранный Махмальбаф снимает фильм просьбе того самого полицейского, которого он ударил, причём оба они — и режиссёр и полицейский находят актёров, которые сыграют (играют) их в фильме и беседуют с исполнителями: рассказывают о своих взглядах, и о том, как играть.

Вложенные реальности.

Кинокритик Юрий Гладильщиков: "…С помощью кино в принципе невозможно реконструировать реальные события… Пока американцы на полном серьёзе снимают пафосные правдивые кинобиографии великих людей, ... Махмальбаф сделал фильм о том, что последние остатки правды исчезают при появлении кинокамеры".

Да, но что появляется, когда "последние остатки правды исчезают..."?

10. "Ребята возвращаются" / Kids Return, Япония, режиссёр Такэси Китано

"Ребята возвращаются" / Kids Return, Япония, режиссёр Такэси Китано
"Ребята возвращаются" / Kids Return, Япония, режиссёр Такэси Китано

Кажется, первый фильм Китано в списках.

Фильм, который режиссёр снял после кошмарной аварии, о которой Китано говорит: "После аварии доктора думали, что я мёртв, а когда я выжил, киносообщество не верило, что я когда-нибудь вернусь".

Есть совсем коротко, то фильм о том, как один из двух друзей оболтусов спустя годы стал боксёром. Кем стал второй, зная киноинтересы Китано, догадаться не трудно.

В школьные года друзья решали многие проблемы бегством: не пойман — не вор. Да и сбежать поскорее из школы — милое дело. А теперь они не убегают, а возвращаются. Но мы же понимаем, что для того, чтобы вернуться куда-то сначала надо из этого места уйти.

И "это место" для героев Китано — сама жизнь.

Для некоторых зрителей "Ребята возвращаются" стал ключом к собственному прошлому.

Один год — десять фильмов! Только хардкор!