Друзья! Изначально в этом материале я планировала поделиться только своими восторженными отзывами о новом посещении одного из концертов невероятно талантливого, яркого и любимого многими певца, поэта и композитора Николая Рябухи, которые он дает в рамках столичного проекта «Музыка в метро». Несмотря на их доступность абсолютно для всех желающих и условную бесплатность (вознаграждение – только по желанию зрителей), не всегда удается найти время и возможность для того, чтобы посещать такие выступления часто, как говорится «с чувством, с толком, с расстановкой», полностью погрузившись в мир большого искусства. А не так, чтобы спешно пробежать мимо.
Но, как известно, жизнь вносит свои коррективы. И теперь эта статья - еще и попытка найти ответы на ряд вопросов, касающихся выступлений артистов в метро и на улицах. Многие из этих вопросов ранее мне казались риторическими...
А 29 августа 2025 года заслуженный артист Забайкальского края, стипендиат легендарной Александры Пахмутовой, обладатель красивейшего певческого голоса - бас-баритона Николай Рябуха давал два двухчасовых концерта в Московском метрополитене: на станции Таганская и на выходе из метро Сухаревская. К сожалению, из-за занятости на работе я успевала только на Сухаревскую, и то, опоздав почти на час. Тем не менее, за оставшееся время мне удалось сполна насладиться многими музыкальными шедеврами, что особенно важно – в не менее шедевральном исполнении!
Тут надо сказать о том, что это мое второе практически полноценное посещение концерта Николая в метро. До этого я провела порядка 3-х часов за один день на двух его сольниках на двух Курских в конце июня. О том, как это было, можно почитать здесь. Эти выступления мне так понравились, что, конечно же, захотелось посетить их вновь. А еще было интересно узнать о том, меняет ли артист программу своих концертов в подземке, по какому принципу отбирает песни для каждого из них (если да), и, возможно, даже угадать логику этого отбора. Хотя, если честно, – просто проявилось немного свободного времени, которое захотелось потратить на нечто прекрасное. А невероятная доступность в метро певца такого уровня - уровня заслуженного артиста (пусть даже пока только Забайкальского края) обескураживает так сильно, что практически лишает иного выбора. К тому же, полноценный концертный и театральный сезон в Москве еще не начался.
Поднявшись на Сухаревской на эскалаторе и выйдя в подуличный переход, я сразу же окунулась в магию Его Величества Искусства по имени Николай Рябуха.
Николай Рябуха на выходе со станции Сухаревская.
Вокруг стояла группа очарованных певцом зрителей, среди которых узнавался их «костяк» - наиболее преданные поклонники, составляющие своеобразную «группу поддержки», которая помогает артисту собирать вещи и перемещаться в метро. Как и в прошлый раз, обычных зрителей было немного, они менялись, стояли недолго. Это меня снова огорчило: ну почему такое равнодушие и невосприимчивость к прекрасному? Неужели не слышно?
Справедливости ради надо сказать, что некоторые все же останавливались и снимали выступление певца на смартфоны. Кто-то с удивлением сам узнавал Рябуху, кто-то узнавал не его, а полюбившиеся всеми песни. Главное – яркий, глубокий, невероятно красивый голос артиста все же «цеплял» людей, заставляя чуть притормозить, замедлиться. Единственное, как и в прошлый раз, среди зрителей было больше людей преклонного возраста. Молодежи почти не было.
Что касается программы концертов, то её певец, конечно же, меняет. Но меняет в деталях, оставляя неизменной суть – знакомые и любимые всеми музыкальные произведения в привычной для зрителей и слушателей манере исполнения, в привычном звучании. Благо, великолепные голосовые возможности Николая позволяют ему не только буквально "окутывать" слушателей нежной вуалью своего бархатного бас-баритона, но и как на машине времени переносить их в другие эпохи, - в те времена, когда были написаны или стали очень популярны исполняемые им песни. Нельзя исключать и личного обаяния артиста. Ведь он относится к той категории людей, которые просто созданы для сцены. И это не только про голос, но и про умение достойно и красиво подать себя, про благородную манеру держаться на публике. Понятно, что все это отработано до мелочей за долгие годы работы. Согласно публикациям в СМИ, Николай поёт почти с 3-х лет. Однако изначальные - природные данные тоже играют важную роль.
«На безымянной высоте», «Надежда», «Есть только миг», «Московские окна», «Я куплю тебе дом» («А белый лебедь на пруду»), «Незабудка», «Конь», «Эх, дороги», а также песни кино - «Моей душе покоя нет» из кинофильма «Служебный роман», «Мгновения» из телесериала «17 мгновений весны», легендарная «Бэлла чао» - все эти песни прозвучали во время концерта на Сухаревской.
"Мгновения".
Кстати, две крайние композиции Николай спел по заявке автора этого материала. Их я заказала не только потому, что они - одни из моих самых любимых. И не только потому, что «Бэллу Чао», к примеру, пел Муслим Магомаев (как известно, Николай Рябуха исполняет множество песен из репертуара этого именитого артиста).
Дело еще в том, что несколько лет назад итальянская народная песня участников движения Сопротивления во время Второй мировой войны пережила свое второе рождение. Она вновь стала очень популярной в пандемию, когда вынужденные находиться на изоляции люди по всему миру с увлечением смотрели многосерийный испанский телесериал «Бумажный дом». «Бэлла чао» тогда прозвучала в одной из серий этого гангстерского теле-боевика и второй раз за свою историю завоевала сердца миллионов слушателей. А ролики, когда жители разных стран поют эту песню из окон и балконов своих домов вместе с соседями, разлетались тогда по всему Интернету.
"Бэлла чао".
Отдельно хочется сказать и о песнях «Конь» и «Эх, дороги» в исполнении Рябухи. Лично мне их звучание всегда нравилось в многоголосье. Например, так, как их исполняет Николай Расторгуев и группа «Любэ». Или так, как исполняет Ансамбль песни и пляски Российской армии им. Александрова (иногда они её поют даже а капелла). Или так, как сегодня их поёт современная молодая группа - кроссовер-квартет «El Grande», в арсенале которого находится вся палитра красивейших мужских голосов - два тенора, один баритон и один бас. В их исполнении «Эх, дороги» - это не просто песня из фильма «В бой идут одни старики», это будто бы сам фильм.
Однако и Николаю Рябухе с этой песней удалось сделать почти невозможное – только одним своим уникально красивым бас-баритоном превратить это невероятно душевное музыкальное произведение в "киноленту".
"Конь" и "Эх, дороги".
Отдельного внимания заслуживает и песня «Королева». Из уст Николая лично я услышала ее впервые. Да, она тоже из репертуара Муслима Магомаева. Но главное сегодня в другом: автором слов к ней является Сергей Есенин, автором музыки - Геннадий Подэльский. И в год 130-летия со дня рождения Есенина, которое будет отмечаться в нынешнем октябре, исполнение этой песни – безусловно, дань памяти великому русскому поэту Серебряного века. А это значит, что программа концертов Николая Рябухи в метро продумана и спланирована.
Также надо отметить еще тот факт, что, выступая в метро, Николай никогда не разделяет свои концерты по степении качества - в зависимости от концертной площадки. И не делает сам себе скидку на то, что в метро это даже и не площадка вовсе, в крохотный "пяточёк" в несколько метров, вокруг которого - бесконечно перемещающийся поток людей. Но Рябуха и здесь поёт так же качественно, самозабвенно, с полной самоотдачей, полностью погружаясь в образ, как он это делает, выступая в самых престижных концертных залах. Это достойно отдельного уважения и благодарности!
И именно это создает невероятный эффект камерности, удивительной близости и доступности - не только известного артиста, но и большого искусства. Все произведения исполняются очень лично, как будто бы только для тебя одного. Это невероятная энергетика!
Кстати, когда в интервью Николая спрашивают о том, зачем он вообще выступает в метро, он как раз именно об этом и говорит: чтобы искусство было доступно каждому.
"Королева".
Теперь немного о не совсем приятном. Во время нынешнего выступления Николая на Сухаревской произошел мелкий инцидент, который серьезно ни на что не повлиял, но творческую идиллию все же слегка нарушил. В ходе исполнения одной из песен к певцу подошел молодой человек в наушниках и с банкой то ли пива, то ли энергетика, и неожиданно со всего маху вдарил ногой по колонке как по футбольному мячу. Из-за того, что колонка намного тяжелее мяча, она далеко не отлетела, но завалилась. Певец был вынужден прервать выступление, чтобы ее поставить. Тем временем «группа поддержки» Николая, состоящая из достаточно пожилых, но весьма бойких дам, кинулась вдогонку за хулиганом. К сожалению, догнать и задержать его не удалось. Напакостив, он трусливо сбежал.
Как позже я уточнила у сотрудников охраны метрополитена, стоящих при входе у турникетов, лично они вообще не имеют права никого задерживать, они только досматривают крупногабаритный багаж. Однако выступление всех артистов в метро происходит под постоянным видеонаблюдением. И при необходимости можно написать соответствующее заявление в правоохранительные органы: нарушителей порядка отследят по камерам и задержат.
К счастью, в данном случае не пострадал ни сам артист, ни его аппаратура. Поэтому необходимости писать какое-либо заявление, видимо, не было.
Однако, в связи с этим случаем становится очевидным, что для любого артиста любое выступления в транспорте или на улице – это риск, ведь заранее предугадать неадекватов среди зрителей и предотвратить неприятную ситуацию невозможно. Однако также абсолютно ясно и то, что, благодаря системе видеонаблюдения в московском метро (и не только в нём), а также существующей системе распознавания лиц, наказание для нарушителей всегда неизбежно.
Завершил же свой нынешний сольный концерт на Сухаревской Николай Рябуха не менее легендарной «Песня остается с человеком». Именно этой песней он всегда заканчивает свои выступления в проекте «Музыка в метро», - так же, как многие десятилетия этой композицией завершался музыкальный фестиваль «Песня года». На закрытии фестиваля песню обычно исполнял Иосиф Кобзон, а вместе с ним - все его участники.
И хотя в столичной подземке зрители вместе с артистом не пели, всем было и так ясно: «…Песня не прощается с тобой!». Как не прощается со своими зрителями и Николай Рябуха.
Ведь он не только продолжает давать концерты в Московском метрополитене, информацию о которых можно всегда узнать на официальном сайте проекта «Музыка в метро», он даже расширяет сферу своего уникального творческого влияния: от Москвы до... Нет, не до окраин, - до Северной столицы!
10 ноября 2025 года должен состояться первый сольный концерт Николая Рябухи в Санкт-Петербурге. И в преддверии этого события он даже провел небольшую и очень оригинальную культурную промо акцию - совместно с одной из сетей итальянских ресторанов в Петербурге.
К сожалению, по правилам площадки Яндекс-Дзен я не могу давать здесь точные названия и ссылки на какие-либо сторонние ресурсы, кроме своих. В этом случае система просто заблокирует мой канал. Поэтому информацию обо всех необычных (и невероятно красивых и романтичных) акциях Николая Рябухи и его ближайших концертах можно узнать на официальной странице певца в интернете, а также в его соцсетях, которые легко можно найти через поисковики.
P. S. Все фото и видео в данном материале - исключительно автора.
Уважаемые читатели! Если вам понравился этот материал - ставьте лайки, пишите комменты и подписывайтесь на "Культурные вечера"! Здесь очень культурно!