Найти в Дзене
Everland

Как помогать людям с инвалидностью в трудоустройстве, если у тебя самого есть инвалидность

Ольге Емельяновой 30 лет, живет в Екатеринбурге, куда два года назад переехала из Кузбасса. У Ольги ДЦП, но несмотря на диагноз, она получила высшее образование, стала специалистом по организации работы с молодежью. Сейчас Ольга сопровождает людей с инвалидностью при трудоустройстве и утверждает, что человек не должен искать в себе ограничения, а, наоборот, учиться находить в себе ресурс, который поможет выполнить рабочую задачу с учетом своих особенностей. Я была активным человеком, несмотря на то, что училась в специализированной школе для незрячих и слабовидящих детей, в городе Новокузнецке. Выигрывала городские конкурсы, много пела, занималась творчеством и научно-исследовательскими работами, которые сформировали образ мышления. В какой-то момент мне стало интересно, из чего вообще состоят мероприятия, как они создаются, организуются, как это все работает. И нам рассказывали учителя, что такое цели и задачи проекта. Например, нужно было сделать опрос, определить проблему, цель, зад
Оглавление

Ольге Емельяновой 30 лет, живет в Екатеринбурге, куда два года назад переехала из Кузбасса. У Ольги ДЦП, но несмотря на диагноз, она получила высшее образование, стала специалистом по организации работы с молодежью. Сейчас Ольга сопровождает людей с инвалидностью при трудоустройстве и утверждает, что человек не должен искать в себе ограничения, а, наоборот, учиться находить в себе ресурс, который поможет выполнить рабочую задачу с учетом своих особенностей.

Тифлокомментарий. Портретное фото Ольги, у нее на голове шляпа с широкими полями и завитые волосы, на лице открытая улыбка, взгляд чуть искоса.
Тифлокомментарий. Портретное фото Ольги, у нее на голове шляпа с широкими полями и завитые волосы, на лице открытая улыбка, взгляд чуть искоса.

Почему вы решили работать с молодежью?

Я была активным человеком, несмотря на то, что училась в специализированной школе для незрячих и слабовидящих детей, в городе Новокузнецке. Выигрывала городские конкурсы, много пела, занималась творчеством и научно-исследовательскими работами, которые сформировали образ мышления. В какой-то момент мне стало интересно, из чего вообще состоят мероприятия, как они создаются, организуются, как это все работает. И нам рассказывали учителя, что такое цели и задачи проекта. Например, нужно было сделать опрос, определить проблему, цель, задачи проекта — все это описать. Поэтому на любое событие, на семью, творческие решения, учебу, работу, смотрю как на проект.

Когда закончила школу, решила поступить на специальность, которая связана с работой с молодежью. Мне нравилось организовывать мероприятия, но я понимала, что с маленькими детьми у меня не получится работать. А с подростками можно построить адекватную коммуникацию, у меня уже в школе это получалось. Я поняла, что это самый активный возраст, когда идет становление личности, когда людям что-то интересно и они пытаются очень много пробовать. Поэтому и выбрала такое направление обучения.

Родители боялись отпускать на учебу или нет?

Университет был в 250 километров от моего родного города. До 21 года никогда не жила одна, всегда семья была рядом. Передвигаюсь я, в принципе, сама, но все равно сложно, к примеру, отнести несколько пакетов с продуктами из магазина. Поэтому обучение в университете означало полную автономию. Это страшно для каждого родителя ребенка с инвалидностью. Я благодарна родителям. Если они не перебороли свой страх, то засунули в дальний угол и решили, что он не должен мешать их ребенку, потому что они когда-то из этой жизни уйдут и я должна уметь справляться с трудностями.

Это было ключевым решением. Я переехала, отучилась, было очень сложно, но я справилась, перестроив свою жизнь: сейчас я самостоятельный человек, шесть лет замужем. С мужем переехали в другой регион. Понимаю, что могу сейчас на себя опираться. И неважно, что произойдет в жизни. У меня есть я, и я справлюсь.

Вам помогали на карьерном пути?

Еще учась на первом курсе института, я начала изучать, что нужно для трудоустройства, как искать работу. Я понимала, что я не самый предпочтительный кандидат — девчонку без опыта, с инвалидностью никто не захочет брать на работу. Я понимала, что мне надо головой работать и что я не могу в силу своей инвалидности работать, например, официанткой или на ресепшене. Поэтому весь мой путь с поиском работы был рука об руку с карьерными консультантами, с психологами, которые помогли разобраться в себе, упаковать мой опыт так, чтобы он на рынке звучал. Понимаю, что без них я не смогла бы себя «продать» работодателю. Поэтому и обратилась за помощью. Я всегда считала и считаю,что если ты чего-то не умеешь, найди того, кто умеет, и попроси научить. Поэтому и обратилась за помощью к карьерному специалисту. Он помогал с резюме, сопроводительным письмом. Когда нашелся работодатель, которому нужна была не закрытая квота, а человек, умеющий решать определенные задачи, — все срослось. Работа именно так устроена. Работодатель покупает навык, которым ты владеешь. Зарплата — это не пенсия, которая «капает» на карту раз в месяц, потому что у тебя есть инвалидность. Работодатель говорит самому себе: «Вот классный специалист, мне нужен этот навык, покупаю!» Это такая же процедура купли-продажи, как телевизора. Нужен телевизор, в магазине есть такой. Я обмениваю деньги и покупаю себе новую технику.

И какой в результате была первая работа?

Мое первое место работы — крупный холдинг «Сибирский деловой союз» в Кузбассе. Проработала там четыре месяца: на тот момент только окончила институт, но от меня хотели гораздо больших скилов, чем у меня было. Поняла, что согласилась на работу, которую не смогла потянуть, и уволилась. Не хватило знаний как человеческих, так и профессиональных. Но не считаю, что это был мой провал как специалиста: получила первый глобальный опыт, понимание, как работает холдинг. Потому что учеба — это одно, а когда начинаешь работать, попадаешь в другой мир, и надо понять, как этот мир устроен.

Потом долго была без работы, около полугода примерно. После устроилась менеджером проекта «Видимые возможности». Работаю здесь до сих пор. Проект помогает людям с инвалидностью трудоустроиться — выстраиваем карьерные треки.

В рамках программы человек проходит анкетирование и собеседование с тифлопедагогами, психологами, карьерными консультантами. На основе данных о личностных особенностях эксперты сформируют индивидуальную траекторию обучения и достижимый карьерный план. Это своеобразный маршрут, по которому следует двигаться, чтобы достичь результата. В нее включаются мероприятия, способствующие профориентации, подбор образовательных программ, получение или повышение квалификации, поддержка психологами и наставниками в ходе реализации проекта, стажировка – при необходимости, а также сопровождение в трудоустройстве. Также нас есть и обучение навыкам, которые помогают стать независимым от чьей-то помощи. Например, мы помогает научиться использовать белую трость и скринридер.

А каковы ваши обязанности?

Я сопровождаю человека от подачи заявки до того, как человек пройдет по индивидуальному треку участия в проекте. В этой сфере могу быть экспертом, говорить честно, открыто о том, что знаю. Так как сама прошла этот путь и знаю все подводные камни. Об этом и о многом другом пишу в телеграм-канале.

Тифлокомментарий. Ольга в кафе. Она сидит на высоком стуле за столом. На ней белый вязаный джемпер, в руках чашка кофе. На заднем плане окно с подсветкой.
Тифлокомментарий. Ольга в кафе. Она сидит на высоком стуле за столом. На ней белый вязаный джемпер, в руках чашка кофе. На заднем плане окно с подсветкой.

Расскажите, где и как познакомились с супругом, как развивались ваши отношения?

С супругом познакомились в Кузбассе на акции, которая называлась «Сибирская Робинзонада». Это ежегодная туристическая акция молодых инвалидов, которую с 2002 года проводит Южно-Кузбасский филиал Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». Там есть творческая часть, где ребята сами придумывают представления, наряжаются, выполняют задания и есть спортивная — мы играем в разные спортивные игры. Такой лагерь для взрослых, когда ты можешь куда-то уехать, немножко сепарироваться от твоих близких, которые 24 на 7 рядом. Это еще и способ получить необычные ощущения в походных условиях, потому что очень многие ребята, кто на колясках, из дома-то редко выходят, не говоря о том, чтобы там в палатке пожить. То есть для очень многих это реально сильный опыт. Эта акция с каждым годом все больше и шире. Там и познакомились с мужем: через некоторое время поняли, что нам с друг другом интересно. Через два года поженились, и вот уже в этом году будет шесть лет, как вместе.

А чем он вас привлек? Какими качествами?

Он слабовидящий, остаток зрения сохранен, но полностью самостоятелен в быту и умеет все делать руками. Например, может что-то починить, приготовить обед, взять на себя быт. Я могу ему доверять. Мне нравится его взгляд на жизнь, большой талант в музыке, нежелание жить на пенсию. Он стремящийся к жизни человек. Мы поженились — решили, что действовать нужно быстро, чтобы мозг не успел осознать, в какую авантюру ты его ввязал.

Какой самый ценный жизненный урок получили на своем пути?

Наверное, это не бояться хотеть и не думать, что не смогу. Искать ресурсы, с учетом особенностей. Я себя научила, что какие-то вещи могу делать непривычным способом для других, но у меня получается и приводит к результату, который планировала, даже если люди считают, что я это делаю странно.

То есть инвалидность не должна смущать?

Работая в проекте, я понимаю, люди с инвалидностью боятся работодателей и думают, что на работу их никто не возьмёт. Они являются заложниками мыслей и говорят сами себе: «А разве я что-то могу?!» Но на самом деле всё гораздо проще. Не нужно задавать себе этот вопрос, важно искать в себе не изъян, а ресурс. Нужно ответственно ответить на вопрос: какой навык могу развить так, чтобы быть конкурентным на рынке? какое знание могу применить так, чтобы все получилось? о чём могу говорить с людьми так, чтобы меня слышали? Важно искать в себе опорные точки. И помнить, что рядом люди, которые готовы поддержать.

Как вы справляетесь с трудностями и неудачами?

Работаю с психотерапевтом. Много помогает супруг, семья, друзья. Очень важно понимать, что тебя наполняет, делает тебя целостным. Где ты наполняешься ресурсом? Одному надо просто спать, второму — много гулять, третьему — поиграть, еще кому-то — вязать. Надо четко понять, где ты наполняешься. В последнее время мое увлечение — работа. Я очень люблю ее. Переезд — это тоже ресурсная история. Не могу сказать, что мы легко встроились в город, но у нас закончился, так скажем, кризисный момент: когда перестраиваешься, полностью меняется жизнь. Это такая краеугольная точка, когда меняешь вообще все: окружение, привычные маршруты. И еще помогают переключаться хобби — я пою и рисую, и еще читаю художественную литературу, люблю слушать аудиокниги.

Автор: Юлия Шабанова

***

Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов в рамках программы «Векторы развития: комплексная программа содействия в выборе профессии и получению работы для подростков и молодых людей с инвалидностью» и поддержке БФ «ВМЕСТЕ СМОЖЕМ» в рамках программы «Платформа Everland: помощь людям с разными видами инвалидности в интеграции в открытый рынок труда».

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы отвечаем на каждый из них.

Больше о нас и том, что мы делаем, вы найдете на сайте Everland и в нашей группе ВКонтакте. Здесь же собраны полезные советы о трудоустройстве людей с инвалидностью, рекомендации о том, как выбрать профессию, и истории людей, которые уже начали работать, зарабатывать и изменили свою жизнь в лучшую сторону.