Найти в Дзене
Живопись

Выставка авангарда открылась в Приморской галерее

Времена меняются, солнце снова встаёт на востоке, авангард опять актуален. Картина мира пишется заново у нас на глазах, и мастерам авангарда, век назад радикально менявшим мир живописи, снова доверено быть камертонами эры перемен. Проводниками культурных открытий и ликвидаторами культурного шока. Иллюстраторами конфуцианских тайн великой книги перемен, если угодно. Итак. В рамках проведения Х Восточного экономического форума (ВЭФ) в прекрасном городе Владивостоке открылась уникальная художественная выставка. Имя ей: «Авангард. Рожденные временем»... Знаете, дорогой читатель, что меня меньше всего устраивает в этой официальной формулировке? Выражение: «В рамках». Ибо выставка работ русских авангардистов, развернувшаяся в Приморской картинной галерее, — это точно не о рамках, не о границах и не о единообразных форматах. Эта экспозиция — открытый диалог и скрытый вызов «в одном флаконе». Она — про связь времён, но и про ложность всяческих аналогий. Более полусотни работ за авторством трёх

Времена меняются, солнце снова встаёт на востоке, авангард опять актуален. Картина мира пишется заново у нас на глазах, и мастерам авангарда, век назад радикально менявшим мир живописи, снова доверено быть камертонами эры перемен. Проводниками культурных открытий и ликвидаторами культурного шока. Иллюстраторами конфуцианских тайн великой книги перемен, если угодно.

Открытие выставки 03 сентября 2025 года. Фотография пресс-службы Приморской государственной картинной галереи
Открытие выставки 03 сентября 2025 года. Фотография пресс-службы Приморской государственной картинной галереи

Итак. В рамках проведения Х Восточного экономического форума (ВЭФ) в прекрасном городе Владивостоке открылась уникальная художественная выставка. Имя ей: «Авангард. Рожденные временем»... Знаете, дорогой читатель, что меня меньше всего устраивает в этой официальной формулировке? Выражение: «В рамках». Ибо выставка работ русских авангардистов, развернувшаяся в Приморской картинной галерее, — это точно не о рамках, не о границах и не о единообразных форматах. Эта экспозиция — открытый диалог и скрытый вызов «в одном флаконе». Она — про связь времён, но и про ложность всяческих аналогий. Более полусотни работ за авторством трёх десятков мастеров русского авангарда создают эмоциональный резонанс, для описания которого не придумано слов.

Илья Машков, «Пейзаж», 1911, холст, масло, 53×71 см, Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых
Илья Машков, «Пейзаж», 1911, холст, масло, 53×71 см, Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых
Александр Родченко. «Линии на зеленом, №92», 1919, фанера, масло, Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых
Александр Родченко. «Линии на зеленом, №92», 1919, фанера, масло, Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых

Кандинский, Машков, Родченко... Те, кто расплавил академическую традицию в тигле таланта и отлил из этого расплава новые, свежие идеи. Без условностей и компромиссов, как и подобает истинным революционерам от искусства. Не ради презренного хайпа или буйного эпатажа, а потому что настал час и не моглось иначе. Всё было точь-в-точь как сейчас, когда школа закатного края уже не может рождать жизнеспособных идеалов, а мастера стран восхода ещё не приняли своей новой роли. Фешин, Кончаловский, Фальк... Русский авангард что тогда, что сейчас — невозможная живопись бесконечных возможностей!

Роберт Фальк, «Сухое дерево. Крым. Судак», 1925, холст, масло, 78 × 71 см, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Роберт Фальк, «Сухое дерево. Крым. Судак», 1925, холст, масло, 78 × 71 см, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Сергей Колесников, «Монгольский лама»,1918, холст, масло, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Сергей Колесников, «Монгольский лама»,1918, холст, масло, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай Фешин, «Портрет М. В. Евлампиевой», 1914, холст, масло, 72×68 см, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай Фешин, «Портрет М. В. Евлампиевой», 1914, холст, масло, 72×68 см, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Опять же: мистика Владивостока во всей метафизической красе. «...Рожденные временем» не смогли бы прозвучать так верно и своевременно ни в Москве, ни в Петербурге. Живописи авангардистов, разгуливающей по кромке меж реальностью и сном, самое место на самом дальнем краю континента, на стыке суши и океана, на границе великих стран и цивилизаций. Здесь смыслы становятся острее и символы проступают твёрже. Работы, когда-то формировавшие облик будущего, вернулись не под соусом столетней выдержки, а в качестве свежего предчувствия. Предсказания Того, Что Надвигается. И становится ясно: русский авангард не состарился ни на день. Он — суперзвезда на гастролях в восточной столице русского рока! А истинные рок-звёзды, как известно, не стареют...

Мартирос Сарьян, «Голубые цветы», 1914, холст, масло, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Мартирос Сарьян, «Голубые цветы», 1914, холст, масло, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Ещё посетителей выставки ждут арт-объекты в духе супрематизма, мастер-классы по созданию авангардных шоперов, профессиональные дискуссии о секретах успеха русского авангарда и даже арт-маршрут «Авангард на Партизанском». Живопись выходит на улицы, дорогой читатель. И уходит в народ, стучать живым пульсом в двери кофеен и клубов.

А потом будет «Ночь искусств», где идеи авангардистов, что некогда пронзали холсты, оживут на театральных подмостках. Пребудут в танце, в голосах, в музыке. Продолжатся в иных формах.

Почему это важно? Каждому времени — свои тревоги, искания и обретение. Авангард исходно воплотился на изломе эпох как кривое, но беспристрастное зеркало перемен. Он не предлагал комфорта и утешения, о нет. Вместо этого он бросал в лица зрителей россыпи примет тяжёлого времени, гротескно выпячивая наиболее проблемные из них. Был непостижим, как сама жизнь, и жесток, как сама любовь. И в этом смысле он — наш абсолютный современник. Ибо видится настоящим разоблачителем своего непутёвого пасынка-постмодерна, навязанного восходящему Востоку закатным Западом. Так наше с Вами прошлое становится обещанием лучшего будущего. Оно буквально смотрит на нас с полотна Василия Кандинского. И улыбается.

Василий Кандинский, «Красное с черным», эскиз композиции, 1915, холст, масло, Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых
Василий Кандинский, «Красное с черным», эскиз композиции, 1915, холст, масло, Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых

Автор: Лёля Городная