Времена меняются, солнце снова встаёт на востоке, авангард опять актуален. Картина мира пишется заново у нас на глазах, и мастерам авангарда, век назад радикально менявшим мир живописи, снова доверено быть камертонами эры перемен. Проводниками культурных открытий и ликвидаторами культурного шока. Иллюстраторами конфуцианских тайн великой книги перемен, если угодно.
Итак. В рамках проведения Х Восточного экономического форума (ВЭФ) в прекрасном городе Владивостоке открылась уникальная художественная выставка. Имя ей: «Авангард. Рожденные временем»... Знаете, дорогой читатель, что меня меньше всего устраивает в этой официальной формулировке? Выражение: «В рамках». Ибо выставка работ русских авангардистов, развернувшаяся в Приморской картинной галерее, — это точно не о рамках, не о границах и не о единообразных форматах. Эта экспозиция — открытый диалог и скрытый вызов «в одном флаконе». Она — про связь времён, но и про ложность всяческих аналогий. Более полусотни работ за авторством трёх десятков мастеров русского авангарда создают эмоциональный резонанс, для описания которого не придумано слов.
Кандинский, Машков, Родченко... Те, кто расплавил академическую традицию в тигле таланта и отлил из этого расплава новые, свежие идеи. Без условностей и компромиссов, как и подобает истинным революционерам от искусства. Не ради презренного хайпа или буйного эпатажа, а потому что настал час и не моглось иначе. Всё было точь-в-точь как сейчас, когда школа закатного края уже не может рождать жизнеспособных идеалов, а мастера стран восхода ещё не приняли своей новой роли. Фешин, Кончаловский, Фальк... Русский авангард что тогда, что сейчас — невозможная живопись бесконечных возможностей!
Опять же: мистика Владивостока во всей метафизической красе. «...Рожденные временем» не смогли бы прозвучать так верно и своевременно ни в Москве, ни в Петербурге. Живописи авангардистов, разгуливающей по кромке меж реальностью и сном, самое место на самом дальнем краю континента, на стыке суши и океана, на границе великих стран и цивилизаций. Здесь смыслы становятся острее и символы проступают твёрже. Работы, когда-то формировавшие облик будущего, вернулись не под соусом столетней выдержки, а в качестве свежего предчувствия. Предсказания Того, Что Надвигается. И становится ясно: русский авангард не состарился ни на день. Он — суперзвезда на гастролях в восточной столице русского рока! А истинные рок-звёзды, как известно, не стареют...
Ещё посетителей выставки ждут арт-объекты в духе супрематизма, мастер-классы по созданию авангардных шоперов, профессиональные дискуссии о секретах успеха русского авангарда и даже арт-маршрут «Авангард на Партизанском». Живопись выходит на улицы, дорогой читатель. И уходит в народ, стучать живым пульсом в двери кофеен и клубов.
А потом будет «Ночь искусств», где идеи авангардистов, что некогда пронзали холсты, оживут на театральных подмостках. Пребудут в танце, в голосах, в музыке. Продолжатся в иных формах.
Почему это важно? Каждому времени — свои тревоги, искания и обретение. Авангард исходно воплотился на изломе эпох как кривое, но беспристрастное зеркало перемен. Он не предлагал комфорта и утешения, о нет. Вместо этого он бросал в лица зрителей россыпи примет тяжёлого времени, гротескно выпячивая наиболее проблемные из них. Был непостижим, как сама жизнь, и жесток, как сама любовь. И в этом смысле он — наш абсолютный современник. Ибо видится настоящим разоблачителем своего непутёвого пасынка-постмодерна, навязанного восходящему Востоку закатным Западом. Так наше с Вами прошлое становится обещанием лучшего будущего. Оно буквально смотрит на нас с полотна Василия Кандинского. И улыбается.
Автор: Лёля Городная