Салантари. Был такой хутор близ слободы Большой Крепки. Его ещё называли Кушнарёвским хутором, так как жил там Макар Кушнарёв и его два сына со своими семьями. Здесь, в этом хуторе встретились, полюбили друг друга и поженились Андрей и Фрося. Они на то время были уже не столь молодыми и это был для обоих второй брак. Оба вдовствовали, Андрей имел дочку Василису тринадцати лет, а Фрося — двоих детей. Старший, Петя был ровесником Василисы, а младшая Паша на шесть лет младше.
В Салантарях Фрося оказалась случайно. Вместе с семьёй брата Корнея проезжала мимо, возвращаясь в свои родные края из Предуралья, куда попала по переселению. Зачинщиком переселения был её отец, Трофим, а муж Тихон поддержал эту идею. Многие уезжали в надежде иметь свою землю, вот и Фрося с Тихоном решились. У родителей Фроси в Крыму было земли немало, но и семья тоже была немалая, всем не хватало. Не хотелось Фросе покидать родные места, но пришлось.
И всё было хорошо первое время. Своё село основали, все земляки, из Таврии. Тихон и Фрося тоже обосновались капитально, трудились много, зато имели хозяйство добротное, дом большой, земли много, и земля давала большие урожаи. Не жалели о переезде и не думали возвращаться. И никто из земляков о возвращении и не помышлял.
Но… Пришлось. Началась Первая мировая война, мужчин села почти всех отправили воевать, а в это время начались набеги киргизов-кочевников, считавших, что это их земли отдали переселенцам. Участились погромы, защищать село было некому, стало невозможно жить и переселенцы решили покинуть эти места.
Ехала в Предуралье Фрося с мужем и сыном, а возвращалась с двумя детьми и без мужа. Погиб Тихон в первые же дни войны.
Обратная дорога длинная и трудная. И хотя в повозки были впряжены не волы, как тогда, когда они приехали сюда, а лошади, двигались очень медленно. В каждой семье было много скота, в основном, это коровы, а их не поторопишь.
Они с трудом продвигались по пыльным, глухим дорогам, порой труднопроходимым. Мужчин было совсем мало, оружия у них почти не было, и обоз стал лёгкой добычей для разбойников. На них было совершено два нападения, в результате которых угнано 43 коровы, а Корней и ещё двое мужчин получили тяжёлые ранения.
Добрались до Ахтубы, а там продали скот и зерно и дальше поехали по железной дороге, взяв с собой только всё необходимое.
По железной дороге в товарняках добрались до Юзовки (сейчас Донецк) , а потом вновь на повозках. Салантари проезжали ночью и заблудились. Они остались там на ночлег, а оказалось, на всю жизнь. Утром обоз пошёл дальше, а Фросю уговорили остаться. Не хотелось ей оставаться, не понравились тамошние места. Хутор располагался на горе, внизу большая деревня, а кругом выжженная солнцем земля летом и бесснежная зимой. В её родной Таврии намного красивей. Фросе хотелось туда, но неизвестно примут ли её там и кто. А у неё дети.
Вот они и сыграли основную роль в том, чтобы принять приглашение деда Макара и остаться у них на хуторе. Хотя… всё же главную роль сыграло то, что Фрося была лекаркой и хорошо справлялась с болями в спине. Если бы не это, то и дед Макар не предложил бы ей остаться у него. А так получилось, что она попала в Салантари как раз в то время, когда деда скрутило так, что он с кровати не вставал. Помогла ему Фрося, вот и пригласил её дед Макар.
Осталась. Из-за детей. А куда с ними?
А тут ещё Андрея заметила. Сразу приглянулся, хотя она и сопротивлялась этому. Как же так? Ведь совсем недавно был Тихон… Вот она и старалась никак не проявлять свой интерес. Но наверное, по ней было заметно. Почти сразу Меланья, выполнявшая роль кухарки в доме Кушнарёвых, сказала:
- Ты, молодайка, на Андрея не поглядывай. Давно ему невесту нашли, скоро поженятся. Брат деда Макара нашёл в Ростове-на-Дону. Богачка, говорят.
- Да я … ничего…, - пыталась оправдать себя Фрося. Она и не думала, что Андрей серьёзно на неё посмотрит.
Время шло. Вот уже год пролетел. Жилось Фросе неплохо в семье деда Макара. Работать приходилось много и по дому, и со скотиной, и в поле. Но работали все и она вместе со всеми. Сынок Петя и дочка Андрея Василиса тоже трудились вместе со всеми, большие ведь уже. И только Паша пока ещё играла в свои игры.
Все относились к Фросе и её детям хорошо, ни от кого худого слова не слышала она. И только Авдотья, жена старшего брата Андрея, посматривала на Фросю искоса. Казалось ей, что Фросю наделяют большим вниманием, чем её и ей это не нравилось. В тайне Авдотья надеялась, что Андрей женится на ростовчанке, которую ему подыскали и уедет жить в город, и тогда ей никто не будет мешать главенствовать в семье. Мягкий характер мужа Егора позволял не считаться с его желаниями, а вот Андрей это другое дело, его влияние в семье было большим и Авдотья его боялась.
Наступило Рождество. Фрося знала, что Рождественские праздники отмечались здесь с большим размахом. А до праздников все дни проходили в суете и подготовке к нему. Все трудились над приготовлением продуктов на все дни праздника. Приготовили домашнюю колбасу, копчёные окорока, много творога, взбили масло из сливок. В Рождество никто ничего не делал, все только отдыхали. Поэтому и должны должны приготовить на две недели.
До самого Рождества погода была дождливая, неприветливая, а в канун выпал снег. Всем хутором ходили в слободу, в церковь. Видно было, что погода тоже праздновала. Во время Рождественского Богослужения снег не прекращался.
Выйдя из церкви, Фрося невольно залюбовалась редкой для этих мест красотой. Всё было, как в сказке, покрыто белым, пушистым снегом. Она остановилась, наслаждаясь увиденным. Дети тоже были в восторге от такого преобразования природы. А вернувшись домой и ещё не заходя в дом, дед Макар вынес из сарая санки.
- Это, вот, детям подарок. Сам смастерил для них. Пусть покатаются, пока снег лежит, - сказал он.
Петя сразу же схватил санки и усадив на них Пашу, начал катать её по двору, а Фрося с благодарностью посмотрела на деда Макара.
На улице было прекрасно и не хотелось уходить в помещение даже для праздничной трапезы.
Снег продержался недели две, а на Крещение ударили сильные морозы, но недолго. Зима всё ещё продолжалась, но красоту свою потеряла. Была она серая и угрюмая и очень дождливая. Но как бы там не было, а впереди Весна.
После такой дождливой зимы, весне особенно радуются. Природа оживилась и готова была расцвести буйным цветом. Что может быть прекрасней возрождения? Солнце набирает силу, ещё не совсем тепло, но комфортно. А значит, скоро начнутся полевые работы и забот у всех прибавится.
Уже наступала весна, когда Андрей и дед Макар засобирались в дорогу.
- В Ростов едут, - известила Меланья, когда они на кухне вместе с Фросей готовили в дорогу сумку с едой, - наверное, на смотрины. Я вот, Дуньку поспрашиваю, она знает.
Дверь открылась, и на пороге появился сначала дед Макар, а следом за ним Андрей. Фрося почувствовала, как щёки её вмиг вспыхнули румянцем. Она опустила глаза и старалась ни на кого не смотреть.
- Ну, девчата, уезжаем мы, - сказал дед Макар, - За скотину не переживайте, Егор будет ухаживать за ней, и у свиней тоже он будет убирать. Но а остальное, это на вас. Поехали мы.