Найти в Дзене
В дороге за рулём

Картерные газы: куда они уходят на высоких оборотах?

Оглавление

Если вы когда-нибудь задумывались о том, как работает система вентиляции картера в вашем автомобиле, то наверняка сталкивались с одним распространенным мифом. Многие уверены, что чем выше обороты двигателя, тем больше газов из картера поступает обратно во впускной коллектор. Звучит логично: больше обороты — больше давление в цилиндрах — больше газов прорывается в картер. Но на самом деле все обстоит несколько иначе, и сегодня мы разберемся, почему.

Для начала вспомним основы

В любом двигателе внутреннего сгорания часть раскаленных газов из камеры сгорания прорывается мимо поршневых колец в картер — пространство, где находится коленвал. Эти газы называют картерными. Они состоят из несгоревших углеводородов, продуктов сгорания и паров масла. Если их не отводить, они создадут избыточное давление, которое вытеснит масло через сальники и прокладки наружу. Чтобы этого не происходило, существует система принудительной вентиляции картера, или PCV.

Сердце этой системы — клапан PCV

Это простой, но гениальный механизм, работающий на разрежение. Он подключен шлангом к впускному коллектору. Теперь ключевой момент: количество газов, поступающих во впуск, зависит не столько от оборотов, сколько от разряжения в коллекторе.

Представьте себе три режима работы двигателя

На холостом ходу и низких оборотах дроссельная заслонка прикрыта. Разрежение во впускном коллекторе очень высокое. Это мощная сила, которая широко открывает клапан PCV и активно засасывает картерные газы. В этот момент общий объем этих газов невелик, но их доля, поступающая во впуск, максимальна. Двигатель, по сути, дышит своими же отходами.

Теперь средние обороты, скажем, размеренное движение по трассе. Дроссельная заслонка открыта, разрежение падает. Клапан PCV начинает прикрываться, ограничивая поток. А вот прорыв газов в картер уже увеличился, так как обороты и давление в цилиндрах выросли. Этой избыточной массе нужно куда-то деваться. В современных двигателях она начинает уходить по второму контуру — через сапун, который также соединен с впуском до дроссельной заслонки. Но количество газов, идущих напрямую через клапан PCV, уже снижается.

Наконец, режим высоких оборотов и полной нагрузки. Педаль газа в пол, дроссельная заслонка полностью открыта. Разрежение во впускном коллекторе падает почти до атмосферного давления. Клапан PCV, лишенный своей движущей силы, закрывается. В этот момент он практически не пропускает картерные газы во впуск. Но именно сейчас их образуется больше всего! Куда же они деваются? Они ищут другой путь. Если в системе есть прямой сапун или атмосферный клапан сброса, как в вопросе, который мы разбирали ранее, то газы устремляются туда, сбрасываясь в атмосферу или в воздуховод до турбины. Если такого пути нет, они остаются в картере, создавая избыточное давление, которое ищет выход через сальники и уплотнения, вызывая течи масла.

Таким образом, на высоких оборотах прямого пути во впускной коллектор через клапан PCV практически нет. Основной объем картерных газов либо сбрасывается по альтернативному пути, либо становится проблемой для двигателя.

-2

Понимание этой простой механики помогает диагностировать проблемы

Масло во впускном тракте, на воздушном фильтре или течь сальников — все это часто связано с неисправностью или неправильной работой системы PCV. Например, если клапан заклинил в открытом положении, двигатель на холостых оборотах будет засасывать слишком много масляных паров, что приведет к повышенному расходу масла и загрязнению дроссельной заслонки. Если система забита полностью, вы узнаете об этом по выдавленному маслу из-под всех прокладок.

А как у вас обстоят дела с системой вентиляции картера? Замечали ли вы какие-то симптомы, которые теперь стали понятнее? Поделитесь своим опытом в комментариях, нам очень интересно узнать ваше мнение и ответить на ваши вопросы.