Найти в Дзене
Рассказы из жизни.

Картины, ковры и детские шалости

В домах моего детства было модно украшать залы разнообразными копиями полотен великих мастеров.

И коврами.

Но в 60-е большие шерстяные ковры были страшным дефицитом, да ещё дорогим. Поэтому трудящиеся украшали жилище всевозможными плюшевыми шедеврами, полными рогатых оленей и восточных красавиц.

Например, в нашем доме, в родительской спальне царствовал ковёр, который папа упрямо назвал персидским.

Ковёр изображал сцену с лошадьми, персами и персиянкой.

Я по малолетству так и думала, что это исключительно персы с персиянкой, потому и ковёр персидский!

Особенный восторг у меня вызывали прекрасные, жёлтые, как персики пальмы и круглые, как персики крыши невиданных дворцов!

Мало того, что этот персидский ковер, провисел в маминой спальне лет 20, он благополучно переехал с родителями в Мариуполь и там 18 лет припадал к дивану, украшая собой коричневую скукоту диванной обивки.

А потом он перебрался вместе с нами на ПМЖ в Ленинградскую область и теперь преспокойно живёт у тётушки в диване.

25 лет живёт! Долгожитель плюшевый…И людям не показать и выбросить жалко!

Кроме ковра персидского наш дом украшали копии произведений живописи великих русских мастеров.

В нашей зале над телевизором жили саврасовские грачи.

-2

Я выросла, имея перед глазами недурственную копию бессмертного произведения Саврасова, купленную, предполагаю, в книжном магазине.

Особого оптимизма это полотно не несло.

Но и отвращения не вызвало.

Грачи и унылый пейзаж с унылой же колоколенкой как бы говорил, что будущее меня ждет не безоблачное, не персидское, без пальм, персов и дворцов.

Я хорошо усвоила этот урок детства и совершенно спокойно воспринимаю некоторое серое однообразие своей жизни и отсутствие в ней персидской роскоши.

А над диваном висел огромный Ильич. Он зорко всматривался туда, вдаль, и видел сквозь тяжёлое небо над Невой зарю коммунизма.

-3

И эта копия картины Владимира Серова «Октябрьский ветер» была неплохо выполнена. В тяжелой раме.

Картина поражала своими размерами и весом.

Выбор произведений искусства для нашего жилища, вероятно, принадлежал папеньке.

Что заинтересовало его в этом тревожном октябрьском ветре? Какая идеологическая и художественная ценность привлекла в полотне Серова? Я не знаю.

Однако, смею предположить, что посыл и этого живописного полотна прочно вошёл в моё детское сознание.

Во-первых, я всё время бредила Ленинградом, Невой и гранитными набережными.

Во-вторых, в меня уверенно проник революционный дух октябрьского ветра и периодически не давал мне покоя. Хотя образ Ильича особого почитания не вызывал.

А вот у бабушки с дедушкой в домике на Песочной улице жили медведи и сосновый лес.

Кстати, картины эти были тяжёлые, в толстых деревянных рамах и висели при помощи веревочки на большом и крепком гвозде.

И под наклоном к стене. Видимо для лучшего рассматривания полотна.

Ну и вот.

Как-то Оля и Женя, мои брат с сестрой, будучи в детском возрасте разнообразных шалостей, взяли и перевернули картину «Утро в сосновом лесу» вверх ногами. И убежали, хихикая из залы, ожидая, что взрослые заметят, найдут хулиганов и накажут. Со всей строгостью закона. И придумывали веское объяснение, что это не они, что это она сама перевернулась вверх ногами.

-4

Однако взрослые ничего не заметили и несчастные медведи месяц висели в зале вниз головой.

Парочке малолетних проказников надоело это вопиющее равнодушие, и они обратили внимание взрослых на странное положение копии полотна Шишкина.

Взрослые были так удивлены, что даже забыли отругать вредителей домашнего быта.

А вредители хохотали заливисто и заразительно.

Они смеялись, как колокольчики, вспоминала тётушка, рассказывая мне эту историю. Особенно звонко хохотала Оля! Невозможно было спокойно слушать, как она смеётся.

Сестра до сих пор хохочет заливисто.

Смех не стареет!