Этим термином называется течение, которое откололось от параноико-критического течения в конце 1920-х гг. Его сторонники, не отбрасывая теорию сюрреализма, взяли из традиционного искусства одно важное свойство – радость узнавания, то есть они отказались от беспредметности. Их принцип – реальные объекты в нереальных ситуациях. За свою фигуративность художники были прокляты разгневанными отцами правоверного сюрреализма, посчитавшими их деятельность предательством. Взамен этого неадекватные сюрреалисты приобрели буквально миллионы почитателей, ибо их работы давали возможность многовариантного толкования содержания.
Крупнейшим мастером неадекватного сюрреализма был испанец Сальвадор Дали (1909–1989). Он прожил долгую и противоречивую творческую жизнь, любил устраивать показные скандальные ситуации, делал противоречивые заявления. Он оставил после себя записи, озаглавленные им «Дневник одного гения», в которых много амбициозных фраз, но вместе с тем много интересных мыслей. С. Дали начинал с реалистических работ в пятнадцатилетнем возрасте. Параноико-критический сюрреализм был им пройден в конце 1920-х гг. («Первоначальная гусиная кожа», 1928). В начале 1930-х гг. он возглавил неадекватный сюрреализм, и в последующее десятилетие им были написаны самые известные работы сюрреализма: «Постоянство памяти» (1931) и «Горящие жирафы» (1935).
Гражданская война в Испании, а затем Вторая мировая война не могли оставить С. Дали равнодушным. Не будучи ни фашистом, ни коммунистом, он подвергался резким нападкам как справа, так и слева. В его творчестве второй половины 1930-х гг. всё яснее и яснее просматривается тревога за судьбы родины — Испании, Европы, всего мира в целом. Таковы его работы «Предупреждение о гражданской войне» (1936), написанной за несколько недель до мятежа генерала Франко, «Осенний каннибализм» (1936), «Рождение геополитики» (1936-1938) и «Лик войны» (1940), однозначно осуждающие милитаризм, расизм посредством причудливо зашифрованных символов сюрреализма.
Войну С. Дали провел в США, не создав чего-либо значительного, однако в годы противостояния атомных держав он, чуть ли не единственный из крупнейших мастеров, прямо высказывал свою тревогу за судьбы человечества: «Атомная Леда» (1949), «Мадонна порта Льигат» (1950), «Христос святого Иоанна Крестителя» (1951), «Распятие» (1956) и, наконец, «Тайная вечеря» (1954). В последней из упомянутых работ художник в очень сложной композиции обвиняет человечество в предательстве Земли, уничтожаемой военными действиями. Последняя крупная работа С. Дали «Галлюцинирующий тореадор» была закончена в начале 1970-х гг. Смерть горячо любимой жены, а затем тяжелая болезнь в последнее двадцатилетие привели его к затворничеству в собственном дворце на севере Испании. Творчество С. Дали – одна из замечательных страниц искусства ХХ в.
Другим знаменитым неадекватным сюрреалистом был бельгийский художник Рене Магритт (1898-1967). Он часто использовал прием алогичности построения. Так, в работе «Человеческие условия» (1935) зритель все время гадает, где кончается настоящее море, видимое из окна комнаты, а где начинается нарисованное на холсте, что установлен на мольберте изображенной комнаты.
В работе «Роспись на бланке» (1965) наездница, едущая по лесу, изображается там, где ее не должно быть, ибо она закрыта деревьями, и наоборот, там, где зритель ожидает увидеть ее, там ее изображения нет.
Одна из самых известных работ Р. Магритта «Ложное зеркало», хранящаяся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, изображает взгляд на небо как бы изнутри глазного яблока.
Антигуманность творчества Р. Магритта выразилась в серии «Перспектива» (конец 1950-х — начало 1960-х гг.). В ней он взял за основу известные работы прошлого и перефразировал их по-новому: вместо очаровательной Жанетты Рекамье с холста Ж.-Л. Давида возлежит богатый дубовый гроб с бронзовыми ручками. Точно также он поступил с работой Э. Мане «На балконе», изобразив три гроба вместо людей.
Среди других неадекватных сюрреалистов следует упомянуть американца Мана Рея (1890-1976) с его работой «Артистки, едущие на повозке в сопровождении своих теней» (1916), считающейся этапной работой пресюрреализма.
Творчество неадекватных сюрреалистов-женщин определённо ничем не оправданными термином «романтический сюрреализм». К крупнейшим мастерам этого ответвления следует отнести француженку Л. Фини (1908), чешку Тойен (1902-1980) и американку Доротея Танинг (1910).
В следующем выпуске: АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЮРРЕАЛИЗМ. Половинчатый сюрреализм.