Шува́лово — станция Октябрьской железной дороги, расположена в 11 километрах от Финляндского вокзала на территории одноимённого дачного района, в современном муниципальном округе Шувалово-Озерки.
Каменное здание вокзала построено в 1898 году финским архитектором Бруно Гранхольмом в составе Финляндской железной дороги. Вокзал пользуется популярностью при киносъёмках как возле железной дороги, так и со стороны площади, и внутри здания. Здание вокзала используется только как зал ожидания, кассы вокзала закрыты с середины 2000-х годов.
На станции имеются подъездные пути, ведущие на предприятия и базы города Санкт-Петербурга. 2 больших и 1 малая платформы. Работают один вывозной тепловоз РЖД и один тепловоз ООО «АТЭТ».
На станции Шувалово происходили съёмки эпизодов фильма «Безымянная звезда» режиссёра Михаила Козакова, «Бакенбарды» Юрия Мамина, «Личная жизнь Кузяева Валентина» Игоря Масленникова (новелла «Незнакомка»), а также снимались фрагменты телесериалов «Улицы разбитых фонарей», «Брежнев», «Крик совы», «Золотой капкан», «Гастролёры», фрагмент телепроекта «Преступление в стиле модерн» и турецкого сериала «Курт Сеит и Александра».
Первым из старых деревянных вокзалов,был перестроен вокзал в Шувалове по проекту Грангольма 1898 года. Это двухэтажное каменное здание, планы и объем его строго симметричны. Фасады выполнены облицовочным кирпичом: основное поле стен - красным кирпичом, детали - обрамление окон, горизонтальные тяги, основной венчающий карниз на кронштейнах, щипцы окон мансардного этажа - розоватым. Карниз всего здания - на одном уровне, только окна мансардного этажа в поперечных торцовых корпусах перерезают его, являясь активным архитектурным элементом. На кровле центральных частей - ряд слуховых окон чердака. Архитектура здания несколько суховата и многословна, но представительна.
Со стороны вокзальной площади по центру - гранитная в три ступени лестница со входами в проходной зал с общим металлическим кованым козырьком и такими же козырьками над входами боковых ризалитов. По всей ширине фасада со стороны перрона сделан навес по металлическим фермочкам на шести чугунных колонках. Цоколь гранитный. Водосточные трубы прямоугольного сечения. Впрочем, как и на всех последующих станциях. Слева у здания вокзала - одноэтажный павильон для кладовой и туалетов. В их архитектуре использован мотив мансардных окон станции.
Следует объяснить, почему объектом первой перестройки и расширения станций стало Шувалово. В 1894 году сюда подошла самостоятельная частная ветка Приморской (Озерковской) линии (современная часть детской Октябрьской железной дороги), соединившей Озерки - Шувалово с Сестрорецким курортом и проходившей через станции Графская (Коломяги) и Скачки, где зимой был ипподром. Между станциями Озерки и Графская - платформа "Садки", где зимой и летом на "Коломяжском садочном дворе" были садки борзовых собак, станция Новая деревня на Черной речке со множеством злачных и увеселительных заведений - знаменитая "Минерашка" (Заведение искусственных минеральных вод) с ее спектаклями, концертами, дивертисментами, фейерверками, "Вилла Роде" (бывшая дача графини А. П. Голицыной), "Аркадия", "Ливадия - Кинь - Грусть", "Болибержар", ресторан "Славянка" и прочее.
В 1898 году на Черной речке на землях коменданта Петропавловской крепости был открыт Комендантский аэродром с его знаменитыми авиационными неделями. Станция Шувалово расположена у живописных берегов Суздальского озера, "в то время застроенных множеством красивых дач с садами, куда летом переселялись петербуржцы с семействами, чтобы надышаться свежим воздухом и насладиться жизнью почти деревенскою".
На озере у вокзала была пристань, которая принимала пароходы, согласно с расписанием поездов перевозивших приезжающих дачников на противоположный берег озера, тоже застроенный множеством дач, и к имению графа Шувалова. "Виды здесь красивейшие вдоль всей железной дороги от Санкт-Петербурга до Гельсингфорса. Вдоль пути сплошные леса", - читаем мы в путеводителе того времени.
Это "блоковские места" и места, связанные со многими известными именами, вошедшими в историю нашей культуры. Здесь сохранился станционный жилой дом (ул. Чистяковская, 1а), слева от него было здание Озерковского вокзала, где бывал Блок. В его дневниках читаем: "Едем на Финляндский вокзал, с Удельной едем в Коломяги, оттуда в Озерки, проходим над озером, пьем кофей на Приморском вокзале, возвращаемся трамваем".
"Еду в Озерки. Поезд из П-да в 8.35. Что-то будет?"
"Весь день в Шувалово - снег и солнце - чудо!"
В стихотворении "Незнакомка", написаном в 1806 году, ясно угадываются обстановка и атмосфера этих мест того времени. "Весело удрать в Шувалово и выкупаться. За озером - "сияй, сияй мне дальний край, бедному сердцу вечный рай!"
Как отмечает Ф. Раевский в путеводителе "Петербург с окрестностями", "Удельная, Озерки, Шувалово были веселые дачные места с театрами, танцами, катанием на лодках по озерам". Здесь же, у станции Шувалово, возник так называемый Новый шуваловский театр с концертными и кинозалами, рестораном и садом купца Дыренкова. У озера на Церковной горе - кладбище, существовавшее с незапамятных времен. В 1758 году была построена деревянная церковь на средства графа П. И, Шувалова. Она сгорела в 1792 году, но тогда же была отстроена его вдовой Е. П. Шуваловой новая на 40 сажен ближе к селу. В 1884 году церковь пришла в ветхость.
Существующая ныне каменная церковь Спаса Нерукотворного, заложенная в 1876 году и построенная рядом с деревянной часовней на средства крестьян и отчасти дачников по проекту инженера-архитектора К. А. Кузьмина, была освящена 8 сентября 1880 года. По проекту того же зодчего в 1885 году построили деревянную часовню Александра Невского. В 1880 году между Парголовым 2 и 3 по решению Парголовского сельского общества на общественной земле была возведена каменная часовня в память о 19 февраля, ознаменовавшем вступление на прародительский престол и благополучное 25-летнее царствование государя императора Александра Николаевича.
Продолжение следует ...