За годы работы в таёжных экспедициях Виктор Романович Ященко не раз слышал от своих коллег о случаях в тайге, в которые сложно поверить. Но всегда добро, которым делились геодезисты, непременно возвращалось к ним. Одну из таких историй рассказал ему Андрей Осипович Казакевич. Как жизнь ему в тайге спасла...обычная кошка.
В тот год он с бригадой заменил на маршруте В. Звонака. Тот за год не смог полностью восстановиться от ранения самострелом, который отшельники Лыковы поставили на тропе на зверя. Эту семью в Союзе узнали благодаря статьям журналиста Василия Пескова в популярной газете «Комсомольская правда». Это было удивительно – читать о том, как люди живут вдали от всякой цивилизации. После этого случая Лыковы ушли дальше в тайгу, но у оставленного жилища по-прежнему высаживали овощи и картошку.
Бригада Казакевича вышла из посёлка Матур, направляясь к верховьям реки Большой Абакан. Планировалось прокладывание нивелирного хода. Семеро специалистов и рабочих вели навьюченных лошадей. Постепенно темп продвижения снижался – тропа почти исчезла и огромные вьюки сильно бились о стволы деревьев. На четвёртый день хлынул ливень. Рядом как раз оказалась бывшая заимка Лыковых. На ней и решили переждать непогоду. Хозяева на лето ещё не появились и можно было чувствовать себя относительно свободно.
На следующее утро солнце светило вовсю, поэтому быстро начали собираться в дорогу. Неожиданно собака Лада рванула к ближнему кедру и залилась лаем. Не сразу, но на дереве разглядели домашнюю кошку, которая, вероятно, осталась после отъезда Лыковых. Собаку привязали. После этого кошка быстро стала спускаться. По густоте шерсти стало ясно, что она уже давно живёт дикарём. Кошка была очень рада людям, она буквально лезла под руки, чтобы её гладили, и громко мяукала.
С собакой она подружилась в этот же день. А потом её накормили и посадили на вьюк первой лошади. Там она и восседала среди разного снаряжения, даже не думая сбегать во время движения. Хозяином она себе выбрала бригадира. И когда началось прокладывание нивелирной трассы, она целый день следовала за ним. Пока Казакевич проводил измерения, лежала рядом на траве.
Вечером, пока люди готовили еду, она очищала пространство вокруг палаток от разных грызунов. Душила мышей, крыс, случалось ласк и бурундуков, а потом всё это выкладывала рядком перед людьми «для отчётности» – что не зря «ест свой хлеб». Кошку назвали Лыканькой.
Вскоре обнаружили, что животное не только оберегает их от грызунов. Кошка оказалась настоящим лекарем. Первым прочувствовал это Казакевич. Однажды у него настолько скрутило желудок, что каждая попытка не то что работать, а подняться отзывалась острой болью. Он пытался отлежаться. Но ничего не помогало, пока однажды Лыканька не пролезла к нему в «спальник», чтобы улечься как раз на желудок. Так она мурчала порядка двух часов, а потом ушла. И Казакевич почувствовал – а боли-то нет!
Через некоторое время один из рабочих надсадил спину. Ходил «на полусогнутых», какая уж тут работа! Набирали и грели ему песок в мешочках, прикладывая потом к пояснице. Укладывали нагретые на костре камни. И даже хлестали крапивой до волдырей. Всё было бесполезно. С надеждой посмотрели на Лыканьку, когда она начала пробираться к рабочему в «спальник». Улеглась на поясницу. А он даже дышать старался аккуратнее, чтобы не спугнуть целительницу, чувствуя, как отпускает боль. Реечник так и заснул, даже не заметил, когда кошка ушла. А потом встал и выпрямился без боли!
За лето кошка помогала не один раз. Ведь члены бригады то заболевали после перехода ледяных рек, то простужались на перевалах от ледников. Теперь каждый из бригады пытался хоть чем-то подкормить целительницу.
Полевой сезон близился к завершению, когда закончились продукты. Но дней 20 ещё нужно было поработать. Поэтому бригаду и своего помощника он отправил к Телецкому озеру на лошадях за продуктами. Остался в одиночестве, чтобы заняться камеральными работами. Лыканька, конечно, осталась с ним. Три дня работал не разгибаясь над оформительскими работами.
К вечеру приготовил остатки макарон, съел сам и угостил Лыканьку. Кошка ела всё то же, что и люди. Поскольку для работы стало темновата, бригадир решил лечь пораньше. Лыканька как всегда рядом, обычно у выхода из палатки.
Он крепко спал, когда кошка разбудила его где-то часа в три ночи. С яростным воплем она бросилась из палатки. Не на шутку встревоженный Андрей за ней, прихватив карабин. Кошка запрыгнула на дерево, не переставая издавать вопли страха. Вокруг была темнота, которая не позволяла человеку увидеть то, что видела кошка. Но с приближением рассвета он заметил, что куда-то исчезла вторая палатка.
Неожиданно сзади, совсем близко, раздалось рычание медведя. Бригадир начал стрелять на звуки. К счастью хозяин тайги решил отступить. Через несколько минут кошка спустилась на землю и успокоилась. Сам он ещё долго приходил в себя. Разжёг большущий костёр и не выпускал из рук оружие.
Пока не рассвело, сидел рядом с огнём, поглаживая мохнатую спасительницу. А утром решил отблагодарить Лыканьку рыбой, которую она очень любила. Первое что он увидел ближе к реке – разорванная в клочья вторая палатка. Своим чутким ухом кошка услышала этот разгром и подала сигнал тревоги.
В этот же день вернулась бригада. И вместе с ними – два егеря с собаками. Оказалось, что где-то рядом охотится на людей медведица. При взрыве скал во время прокладки новой дороги завалило её двух медвежат. И теперь она мстила людям. Егерям предстояло найти её и ликвидировать. Через пару дней они с этим справились.
А ещё через три недели геодезисты закончили все работы и двинулись к обжитым местам. У оставленной заимки Лыковых кто-то из их семьи грузил на лошадь мешки с картошкой. Видно было, что весь урожай уже сняли и теперь заканчивали перевозку к месту постоянного обитания.
Геодезисты рассказали Лыкову о кошке, которую нашли вблизи его дома. Разговаривая, Казакевич заметил, что лезвие топора, который торчал за поясом у собеседника, совсем сточилось. Он взял из запасов бригады топор, кастрюлю, ведро и чайник – и всё это молча вручил Лыкову. Тот также без лишних слов просто отсыпал целое ведро орехов геодезистам.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Разъехавшись с бородачом, бригада двинулась к обжитым местам. И тут спохватились – а Лыканьки-то нет! Поняли, что она услышала голос хозяина и вернулась в свою семью. Больше всего расстроился бригадир. Он так надеялся порадовать свою семью необычной целительницей Лыканькой. Но о том, что кошка спасла ему жизнь, геодезист никогда не забывал. А однажды рассказал об этом и своему начальнику. Так сибирская кошка возникла на страницах воспоминаний известного советского геодезиста-топографа.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.